Четверг, 28.03.2024, 13:53
ЮРКОНСУЛЬТАЦИЯ
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Библиотека юрисконсульта [69]
Соглашения и сделки [21]
Анкетирование населения [67]
Как правильно рассчитываться [85]
Как написать [95]
Служебная корреспонденция [82]
Рекомендательные письма [84]
Претензионные письма [63]
Трудовой контракт [80]
В помощь соискателю [72]
Доверенности и поручения [70]
Протокольная форма [76]
Пользование имуществом [75]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 143
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Рекомендательные письма

Характеристика на специалиста по социальной работе образец

Основное Меню

Личностно-нравственные качества социального работника, их краткая характеристика и методы формирования.

Специалист по социальной работе обеспечивает решение многих социальных, психологических, педагогических, этических, правовых проблем общества и человека предупреждает развитие негативных тенденций в обществе, содействует улучшению психического и физического здоровья, развитию возможностей самореализации каждого человека, повышению качества его жизни.

Уже в самом определении социальной работы можно заметить, что данный вид деятельности предъявляет самые высокие требования к профессиональным, личностным и нравственно-этическим качествам специалиста.

Специалисты по социальной работе ответственны за судьбу человека, его физическое, психическое и социальное благополучие, что входит в определение здоровья, записанное в уставе ВОЗ.

Социальную работу можно отнести к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют ее успешность и эффективность. Выделяют ряд профессионально важных качеств, без которых немыслим социальный работник, и которые необходимо вырабатывать, если они не принадлежат человеку изначально.

Основу личности социального работника-психолога должна составлять нравственность как внутреннее, духовное качество личности, потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали, творить добро, приносить людям благо. Нравственное поведение социального работника определяется такими качествами его личности, как честность, совесть, объективность, справедливость, тактичность, внимательность и наблюдательность, терпимость, выдержка и самообладание, доброта, любовь к людям, самокритичность, адекватность самооценки, терпение, коммуникабельность, оптимизм, сила воли, творческое мышление и, конечно же, стремление к самосовершенствованию. Очень важно еще одно личностное качество - эмпатия. Эмпатия (от греч. еmpatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение - вчувствование в переживания другого человека

Центральной характеристикой соц. работника является милосердие. Деятельная любовь к людям. Другой важный компонент деятельности социального работника - его профессиональные умения и навыки, знание методов и технологий оказания социальной помощи. Так же можно назвать следующие качества, необходимые для определения профессиональной пригодности к осуществлению соц. работы для соц. работника:

- высокий уровень интеллектуального развития хорошая саморегуляция навыки самодисциплины способность проявлять терпимость настойчивость способность помогать людям в трудных ситуациях физическая сила, выносливость способность к перенесению больших психологических и моральных нагрузок здравый смысл, умение четко мыслить чуткость.

Главным противопоказанием к осуществлению соц. работы является экстремизм любого толка (от политического до религиозного).

Специалист по социальной работе должен быть хорошо подготовленным профессионалом умело вести работу среди населения по устранению конфликтных ситуаций, правонарушений, а в современных условиях - оказывать помощь жертвам экологических катастроф, уметь в экстремальных условиях найти правильное решение по социальной защите населения.

Высокий уровень требований к специалисту по социальной работе - профессионалу обусловлен рядом обстоятельств:

1. Социальная работа затрагивает интересы значительной части общества, оказывая реальное влияние на качество жизни людей.

2. Социальная работа соприкасается с технологиями, определяющими потребление ощутимой части бюджетных средств, которые при адекватном уровне могут существенно поднять эффективность их использования.

3. Социальная работа позволяет в определенной мере управлять основными социальными детерминантами здоровья (доходы, занятость, образование), что обеспечивает условия жизни и труда, определяющие 50 % потенциала здоровья, при том что еще 20 % потенциала определяется генетическими (биологическими) факторами, 20 % - экологическими, 10 % - системой здравоохранения Управление социальными детерминантами здоровья требует активного внедрения в жизнь общества социальной медицины.

Данный вид деятельности предъявляет самые высокие требования к профессиональным, личностным и нравственно-этическим качествам специалиста.

При подготовке специалистов по социальной работе весьма актуален процесс профессионального отбора. Социальную работу можно отнести к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют ее успешность и эффективность. Выделяют ряд профессионально важных качеств, без которых немыслим социальный работник, и которые необходимо вырабатывать, если они не принадлежат человеку изначально.

Основу личности социального работника-психолога должна составлять нравственность как внутреннее, духовное качество личности, потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали, творить добро, приносить людям благо. Нравственное поведение социального работника определяется такими качествами его личности, как честность, совесть, объективность, справедливость, тактичность, внимательность и наблюдательность, терпимость, выдержка и самообладание, доброта, любовь к людям, самокритичность, адекватность самооценки, терпение, коммуникабельность, оптимизм, сила воли, творческое мышление и, конечно же, стремление к самосовершенствованию.

Социальная работа, особенно ее реабилитационная часть, требует активного использования широкого спектра технических и информационных средств, навыков и умений специалистов, способных не только дать совет, а конкретно помочь в адаптации к социальной среде, обеспечить человеку возможности для достижения необходимого качества жизни с удовлетворением потребностей социокультурного, интеллектуального, этического характера, с сохранением человеческого достоинства.

Последнее обстоятельство требует применения соответствующих образовательных технологий при подготовке специалистов по социальной работе. Необходимость широкого спектра умений и навыков требует более активного переноса практической подготовки специалиста по социальной работе из аудиторий на базы соответствующих центров социальной реабилитации. При этом в социальных центрах должны использоваться преимущественно соответствующие социальные технологии, а не только традиционные управленческие, медицинские или психологические, которые внедряются по стереотипу как более известные. Эти технологии не заменяют социальных.

Личностные качества социального работника делятся на три группы.

К первой группе личностных качеств относятся требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам (восприятию, памяти, воображению, мышлению), психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии), вниманию как состоянию сознания, эмоциональным (сдержанность, индифферентность) и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам.

Ко второй группе личностных качеств относят самоконтроль, самокритичность, самооценку своих поступков, а также стрессоустойчивые качества - физическую тренированность, само внушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

К третьей группе личностных качеств социального работника относят визуальность (внешнюю привлекательность личности), коммуникативность, эмпатичность, красноречивость и так далее.

Кроме личностных качеств, рассмотренных выше необходимо отметить, что социальный работник должен быть примером и образцом для подражания со стороны других в мыслях, чувствах и поступках должен вызывать у человека благородные чувства, желание и стремление становится лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей должен вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию социальный работник должен находить нужный стиль общения с каждым, добиваясь его расположения и взаимопонимание. Он должен приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям воспитуемого. Социальный работник должен вызывать к себе уважение со стороны людей, пользоваться неформальным признанием с их стороны, иметь авторитет.

Реализация вышеперечисленных качеств может быть определена названием профессиональная, трудовая этика социального работника

Новые авторы

на специалиста по социальной работе

Краевого государственного агентства стационарных учреждений социального обслуживания населения «Кучинский ПНИ – Верхнегородковский филиал»

Самойлову Марину Александровну, 1971 года рождения,

образование среднее профессиональное

Самойлова Марина Александровна работает в Верхнегородковском филиале Кучинского ПНИ с августа 1999 года 12 лет специалистом по социальной работе.

За это время она проявила себя ответственным грамотным специалистом.

Основным направлением деятельности Марины Александровны согласно должностной инструкции является осуществление мероприятий по социальной защите клиентов интерната в соответствии с Законами Российской Федерации, Постановлениями правительства РФ и Пермского края.

Самойлова М. А. тесно взаимодействует с УПФ, М, с ОУФМС, ТУ Минсоцразвития, судебными органами, с Фондами «Детство», «Газпром» где представляет интересы клиентов интерната и отстаивает права своих подопечных.

Высокий профессиональный уровень Марины Александровны позволяет компетентно, корректно решать проблемы, возникающие между клиентами и администрацией, семьёй, средой, различными специалистами служб и административных органов.

Для проживающих в интернате Марина Александровна делает существенно больше, нежели это предписывает должностная инструкция, потому что материнская забота и чуткость души свойственны пониманию выполняемого ею долга.

Доброжелательность постоянно присутствует при общении с клиентами, и располагает к откровенности. Желая добра человеку, Самойлова М. А. помогает в решении трудных проблем.

Высокая работоспособность Марины Александровны, которая часто сопряжена с затратами и личного времени, позволяет ей выдерживать интенсивный график работы, который включает в себя работу по оформлению различных документов в установленные сроки, контроль наличия и сохранности недвижимого имущества клиентов и многое другое.

Много времени уделяется ведению личных дел проживающих в интернате, поэтому все дела соответствуют предъявляемым к их ведению требованиям.

Марина Александровна готовит документы для рассмотрения опекунского Совета, присутствует на заседаниях, отстаивает интересы клиентов.

Ежегодные проверки специалиста по социальной работе работниками прокуратуры, Территориального управления Минсоцразвития, Агентства по управлению социальными службами Пермского края, КРУ, Росздравнадзора и их положительные результаты свидетельствуют о профессионализме Самойловой М. А.

Марина Александровна достигает высокого качества исполнения своих обязанностей благодаря постоянному самообразованию, повышению профессионального уровня на курсах, семинарах.

Самойлова М. А. пользуется уважением в коллективе, это позволяет ей оказывать существенную помощь в обеспечении взаимодействия структурных подразделений интерната для обеспечения комфортных и безопасных условий проживающим.

Марина Александровна организует культурный досуг обеспечиваемым: Дни рождения, Новогодие, Масленица, поездки в цирк, театр, на соревнования по лыжам, по легкой атлетике .

Самойлова М. А. воспринимает свою деятельность с точки зрения общечеловеческих и профессиональных ценностей. Её действия включают в себя нравственные мотивы: стремление сделать добро, оказывать помощь обеспечиваемым, подчиненность чувству долга – человеческого и профессионального.

Цель, которую она ставит перед собой как социальный работник, выражается формулой: способствовать решению проблем и улучшению условий жизнедеятельности клиента. И этой цели она всегда достигает. В этом её секрет успеха.

Руководитель: В. В.Нилов

Деятельность специалиста по социальной работе

Загрузка.

| Просмотров: 36 903 | Комментарии: 0

Специалист по социальной работе оказывает и организует материально-бытовую помощь и морально-правовую поддержку социально незащищенным слоям населения: инвалидам, одиноким престарелым людям, многодетным матерям, детям-сиротам, лицам, страдающим тяжкими недугами, алкоголикам и наркоманам, бедствующим гражданам, находящимся в состоянии депрессии в связи с экологическими катастрофами, межнациональными конфликтами и войнами, потерей близких, семьи, жилья, работы, веры в свои силы и будущее.

Сфера деятельности специалиста по социальной работе

Специалисты по социальной работе работают в органах государственного социального управления в организациях и учреждениях социальной защиты в территориальных центрах социального обслуживания населения, реабилитационных и кризисных центрах различного профиля, службах занятости и пр.

Общая характеристика деятельности специалиста по социальной работе

Специалист по социальной работе выявляет граждан, нуждающихся в социальной помощи и услугах, определяет характер и объем необходимой помощи (уборка и ремонт жилья, обеспечение топливом, одеждой, продуктами и т.п.), а также содействует госпитализации в лечебные учреждения, принятию на обслуживание нестационарными и стационарными учреждениями органов социальной защиты населения, консультирует по вопросам получения дополнительных льгот и преимуществ. Проводит работу в неблагополучных семьях. Разрабатывает программу реабилитационных мероприятий. Участвует в оформлении необходимых документов, добивается принятия отвечающих закону решений в официальных инстанциях. Координирует усилия различных государственных и общественных структур.

Стремится максимально приблизить образ жизни своих подопечных к обычным для здоровых и благополучных людей условиям и нормам. С этой целью уделяет особое внимание выяснению желаний и возможностей участия человека в посильном труде по имеющейся профессии или готовности к профессиональной переподготовке, повышению квалификации.

Часто в повседневной жизни многие путают професии специалиста по социальной работе и социального работника. Попробуем разобраться, чем же они отличаются.

Социальный работник по указанию специалиста по социальной работе выполняет технические функции: покупку и доставку продуктов, лекарств, доставку вещей в прачечную, химчистку, оказание доврачебной помощи (измерение температуры, накладывание горчичников и т.п.), а также содействие в проведении уборок помещений, приеме пищи, обработке приусадебного участка и т.п.

Работает с людьми, проводит беседы, наблюдение за жизнью и бытом своих подопечных.

Труд указанных работников может быть специализирован по возрастным, социальным, медицинским критериям (обслуживание детей и подростков, пожилых людей, безработных, бездомных, слепых, глухих и т.д.).

Особенности профессии.  Специалист по социальной работе

Данная профессия в первую очередь требует высокого уровня гуманности, наличия развитой интуиции, умения сопереживать чужому горю, а также способности вникнуть в каждую конкретную ситуацию и, исходя из обстоятельств, заниматься индивидуальным оказанием необходимых видов социальной помощи.

Профессионально важные качества специалиста по социальной работе

Успеху в деятельности специалиста по социальной работе будут способствовать такие качества, как порядочность, честность, бескорыстие, эмпатия (умение сопереживать), целеустремленность, сильная воля, трудолюбие, наблюдательность, эмоционально-волевая устойчивость, организаторские и коммуникативные способности. Помимо определенных моральных качеств, в частности поистине христианского человеколюбия, социальный работник должен быть асом межличностного общения или для начала как минимум обладать крепкими знаниями в области психологии.

Медицинские противопоказания. Специалист по социальной работе

Сердечно-сосудистые, нервно-психические и другие заболевания, снижающие общую работоспособность и уравновешенность в общении, поступках и т.п.

Профессиональная подготовка специалиста по социальной работе

Специалисты по социальной работе имеют высшее образование. Вузы:

1. Белорусский государственный университет:

  • социо-медико-психологическая деятельность (ГИУСТ)
  • социально-педагогическая деятельность (гуманитарный факультет).
  • 2. Белорусский государственный педагогический университет им. М.Танка:

  • социально-педагогическая деятельность.
  • 3. Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова:

    5. Витебский государственный университет им. П. М. Машерова:

  • социо-медико-психологическая деятельность
  • социально-педагогическая деятельность.
  • 6. Российский государственный социальный университет (филиал в Минске):

    § 2. Квалификационная характеристика специалиста по социальной работе вУИС

    Специалист по социальной работе в уголовно-исполнительной системе предназначен для профессиональной деятельности в учреждениях и органах, исполняющих наказания, реализации ресоциализационной, психолого-педагогической, воспитательно-профилактической и правозащитной функций в отношении различных категорий осужденных. Ее цель – ресоциализация лиц, отбывающих уголовные наказания. Органы и учреждения УИС обеспечивают необходимые условия для использования специалистов в полном соответствии с полученной ими квалификацией. Специалист в области социальной работы назначается на должность начальствующего состава и осуществляет профессиональную деятельность в социальной службе.

    Социальный работник в УИС – многофункциональный специалист, готовый к организационно-управленческой, исследовательско-аналитической и научно-педагогической деятельности. Основные направления его профессиональной деятельности:

    – социальная работа с осужденными, отбывающими наказание в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы

    – ресоциализация и социальная адаптация лиц, освобождаемых из учреждений, исполняющих наказания

    – воспитательно-профилактическая работа с лицами, отбывающими наказания, не связанные с лишением свободы.

    Тройственная ориентация профессиональной деятельности предусматривает соответствующую дифференциацию задач, решаемых специалистом. Так, основными задачами профессиональной деятельности социальных работников с осужденными к лишению свободы являются:

    – социально-психологическая и социально-педагогическая диагностика лиц, отбывающих уголовные наказания

    – разработка и внедрение социальных и индивидуальных программ исправления осужденных

    – организация и осуществление индивидуальной и групповой терапевтической, коррекционной работы, социально-правовой защиты осужденных

    – участие в организации воспитательного процесса и управлении им в основных видах деятельности осужденных в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания

    – координация усилий сотрудников, представителей государственных органов, социальных служб, организаций, заинтересованных граждан и иных субъектов по исправлению и ресоциализации осужденных, их социальной адаптации после освобождения

    – участие в работе по созданию дифференцированных условий отбывания наказания и их социальном обеспечении

    – применение в рамках полномочий социальных мер, стимулирующих позитивное поведение осужденных, личностную активность в разрешении трудных жизненных ситуаций

    – анализ результатов социальной работы с осужденными, обобщение и распространение положительного опыта и выработка рекомендаций по ее совершенствованию.

    При проведении работ, связанных с ресоциолизацией и социальной адаптацией лиц, освобождаемых из учреждений, перед социальными работниками и органами, исполняющими уголовные наказания, стоят следующие задачи:

    – организация и осуществление комплекса мероприятий по ресоциализации осужденных в период отбывания наказания и социальной адаптации после их освобождения

    – организация трудового и бытового устройства освобождаемых осужденных

    – разнообразная подготовка к освобождению, восстановление трудовых и профессиональных навыков, формирование опыта межличностных отношений и общения, готовности удовлетворять свои потребности некриминальным способом

    – формирование социально полезных связей осужденных, навыков функционирования в семье, ближайшем социальном окружении, неформальных группах

    – оказание помощи в решении жилищно-бытовых и иных социальных проблем освобождаемых и освобожденных из учреждений УИС

    – содействие освобожденным в. восстановлении социального статуса, получении законных льгот, их социально-правовой реабилитации

    – обеспечение взаимодействия и координации деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, с государственными, общественными, благотворительными, религиозными учреждениями и организациями по ресоциализации и социальной адаптации освобожденных из мест лишения свободы.

    Основными задачами специалистов по социальной работе в области воспитательно-профилактической работы являются:

    – участие в исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества

    – организация и осуществление социально-воспитательной работы с лицами, отбывающими наказания, не связанные с лишением свободы

    – воспитательно-профилактическая работа с лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания

    – профилактика рецидивной преступности среди лиц, освободившихся из исправительных учреждений

    – обеспечение взаимодействия УИС с другими государственными органами, общественными организациями, работодателями, семьями в социальной профилактике правонарушений.

    Профессиональный профиль специалиста по социальной работе УИС должен соответствовать содержанию деятельности, а также его представлениям о возможностях личностной самореализации. На этом основании необходимо остановиться на квалификационных требованиях к нему.

    Совершенно очевидно, что социальный работник пенитенциарной системы должен обладать качествами, знаниями, навыками, присущими всем представителям данной профессии, изложенными в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Наряду с этим специалист по социальной работе, осуществляющий свою деятельность в уголовно-исполнительной системе, может реализовать вышеназванные задачи только в том случае, если он владеет рядом специфических знаний, умений, навыков и иных характеристик, обусловленных профессиональными особенностями. Среди них выделим три группы: общепрофессиональные специальные специализированные.

    Общепрофессиональная подготовленность требует от специалиста:

    – профессиональной компетентности

    – знаний специфики работы в различной социальной среде, различных субкультурах

    – знаний и умений использовать положительный отечественный и зарубежный опыт социальной работы, в том числе и в различных пенитенциарных системах

    – развития способностей обеспечивать посредничество и взаимосвязи между личностью и микросредой, различными социальными группами, общественными и государственными структурами

    – умений оказывать влияние на отношения между людьми, ситуацию в малой группе, стимулировать клиента к социально значимой деятельности

    – умений работать в условиях неформального общения, способствуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции клиента

    – знаний основных психических функций и их физиологических механизмов, соотношения природных и социальных факторов в становлении психики, понимания значения воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также роли бессознательных механизмов в поведении человека

    – умений дать психологическую характеристику личности, интерпретацию собственного психического состояния, владеть приемами психодиагностики и произвольной психической саморегуляции

    – научного представления о социологическом и социально-психологическом подходах к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о социальных общностях и социальных группах, видах социальных процессов

    – знаний типологии, основных источников возникновения и развития массовых социальных движений, форм социальных взаимодействий, факторов социального развития, типов и структур социальных организаций

    – владения основами социологического анализа

    – знаний основ общей и социальной педагогики, форм, средств и методов педагогической деятельности и владений ими

    – владения навыками анализа ситуаций, организации и решения педагогических задач

    – знаний форм и методов просвещения и воспитательной работы с различными категориями осужденных и сотрудников

    – знаний национальных особенностей быта и семейного воспитания, народных традиций регионов, а также умений учитывать их в работе

    – знаний порядка и организации опеки, попечительства, усыновления, лишения родительских прав, направления в специальные учебно-воспитательные учреждения

    – знаний организации медико-социальной работы, санитарного просвещения и пропаганды здорового образа жизни, умения оказывать первую медицинскую помощь.

    Группа специальных знаний, умений, навыков, необходимых специалисту по социальной работе, включает в себя:

    – владение методами научных исследований и профессиональной деятельности в УИС

    – владение методикой и технологией социального прогнозирования и проектирования, а также использования полученных знаний в реальных социальных проектах

    – владение процедурой и методиками социальных инноваций, творческого использования инноваций в практике социальной работы

    – знание особенности социальной экологии, методов оценки состояния окружающей среды, владение экологической культурой

    – умение разрешать актуальные проблемы геронтологии, организовывать медико-социальное обслуживание людей пожилого и старческого возраста

    – научное представление о природе и путях предупреждения и коррекции социальных девиаций, основах социальной работы с девиантами и представителями групп риска

    – готовность применять полученные знания в решении современных проблем занятости населения, вести социальную работу среди безработных, мигрантов, оказывать им моральную и материальную поддержку, помощь в трудоустройстве, владение методикой социальной реабилитации

    – знание и умение применять методы социальной статистики, использовать статистические измерения в социальной работе

    – умение вести социальную работу с учетом современной этнографической и демографической ситуации

    – знание конкретного опыта деятельности территориальных органов и центров социальной защиты населения и умение использовать его в практической деятельности

    – владение методикой исследовательской работы при анализе конкретных явлений и процессов в социальной сфере, умение использовать и внедрять полученные результаты исследований

    – умение использовать в практической деятельности особенности специализированной подготовки: организации помощи населению, социальной работы с молодежью, семьями и детьми, социальной реабилитации и трудотерапии, геронтологии и работы с пожилыми людьми и инвалидами, организации пенсионного обеспечения населения, экономики и менеджмента в социальной сфере

    – знание прав и свобод человека и гражданина, умение их реализовывать в различных сферах жизнедеятельности

    – знание основ российской правовой системы и законодательства, организации судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов, правовых и нравственно-этических норм в сфере профессиональной деятельности

    – умение использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к профессиональной деятельности, предпринимать необходимые меры по восстановлению нарушенных прав.

    В сфере профессиональной пенитенциарной социальной работы (специализации) специалист должен:

    – знать основы конституционного, гражданского, семейного, трудового, жилищного и других отраслей права

    – знать нормы уголовного права, уголовного процесса, уголовно-исполнительного права, уметь осуществлять свою деятельность в их рамках

    – знать основные концепции причин преступности и роль социальной работы в борьбе с нею

    – владеть методами осуществления социальной профилактики

    – использовать стандартизированные методы сбора информации об индивидуальных различиях и социально-психологических явлениях в среде осужденных, способы ее математической обработки, в том числе с использованием ЭВМ

    – знать процедурные особенности психодиагностики осужденных, их общностей и среды

    – осуществлять социальную диагностику, выявлять потребности конкретного осужденного, их групп, коллективов, социальные проблемы, их причины и определять пути разрешения

    – участвовать в организации и управлении воспитательным процессом с осужденными

    – участвовать в составлении характеристик и программ исправления осужденных, разрабатывать программы социальной работы (ресоциализации) с осужденными и социальной помощи группам осужденных, а также обеспечивать их исполнение

    – осуществлять социально-правовую защиту, отстаивать интересы осужденных во всех сферах их жизнедеятельности

    – своевременно ставить перед руководством ИУ и органами местной власти вопросы соответствующего обеспечения осужденных условиями проживания, питанием, работой, медицинской помощью

    – осуществлять индивидуальную помощь, консультирование по вопросам пенсионного, материально-финансового, социального обеспечения, различных видов страхования осужденных

    – организовывать и реализовывать комплекс социально-педагогических мероприятий по ресоциализации осужденных в период отбывания наказания

    – осуществлять с первых дней пребывания в ИУ подготовку осужденных к освобождению, содействовать приобретению ими образования, профессии и восстановлению трудовых навыков

    – содействовать поддержанию, восстановлению и формированию социально полезных связей осужденных, навыков функционирования в семье, общения в ближайшем социальном окружении, неформальных группах

    – оказывать помощь осужденным в восстановлении социального и гражданского статуса, получении ими законных льгот, социально-правовой защите и поддержке в процессе отбывания наказания и непосредственно после освобождения

    – вести учет и анализировать результаты социальной работы, степень исправления и готовности осужденных к жизни на свободе

    – уметь взаимодействовать с другими сотрудниками учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, иными субъектами исправления осужденных, координировать их участие в социальной работе с осужденными

    – знать и уметь применять методы и технологию социальной работы с различными категориями осужденных

    – владеть социально-психологическими основами урегулирования конфликтов, профилактики субкультуры в среде осужденных

    – знать структуру и функции системы и органов, исполняющих наказание, нормативно-правовые, управленческие, психологические основы их деятельности как в обычных, так и в экстремальных условиях.

    Изложенное позволяет сделать вывод о том, что специалист по социальной работе в УИС является в значительной степени универсалом, но при этом его “универсализм” имеет достаточно четкие предметные границы, заданные жизненными проблемами клиентов-осужденных и возможными путями их разрешения. Социальный работник не подменяет, да и не может заменить специалистов других отделов и служб ИУ, равно как и они не могут выполнять его функции. В этой связи необходимо выделить еще одну принципиальную особенность профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в УИС – ее пограничный характер. Содержание и инструментарий социальной работы в пенитенциарных учреждениях включает в себя элементы многих видов “помогающей” осужденным деятельности и соответственно обусловливает систему профессиональной подготовленности.

    Профессиональная компетентность, т.е. специальные знания, не может быть реализована без наличия профессионально важных качеств социального работника. В совокупности профессиональная компетентность и профессионально важные качества образуют уровень его профессионализма. Требования к личности социального работника отражаются в психограмме и профессиограмме.

    Поиск

    ТЕМА 3. МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА ПО медико-социальной РАБОТЕ

    1. Паспорт специалиста по медико-социальной работе. Общие требования.
    2. Специальные функции специалиста.
    3. Модель подготовки специалиста.

    Паспорт специалиста по медико-социальной работе. Общие требования

    Учитывая многоаспектность деятельности специалистов в области медико-социальной работы и относительную новизну в постановке данной проблемы, а также многообразие контингентов и типов учреждений различной ведомственной принадлежности, в которых используется труд социальных работников, возникла необходимость в первую очередь разработать модель такого специалиста.

    Основу модели специалиста составляют два компонента паспорт специалиста и модель его подготовки. Разработка паспорта специалиста предполагает: вопервых, уяснение личностных качеств специалиста, определение его знаний и умения, которые должны быть развиты в процессе его профессиональной подготовки независимо от типа социального работника вовторых, определение круга его должностных обязанностей, вычленение специальных функций медико-социальной работы.

    При определении качеств личности социального работника с высшим образованием необходимо учитывать показатели, которые характеризуют уровень интеллектуального, общекультурного и нравственного потенциала личности.

    Профессиограмма социального работника требует высоких стандартов поведения и профессионализма, особенно в плане самоконтроля, стрессоустойчивости, коммуникабельности.

    Таким образом, в своей повседневной практике социальный работник базируется на: 1) официальных, легитимных полномочиях 2) конкретном должностном и социальном статусе 3) профессиональной и личной репутации 4) знаниях, умениях, навыках, опыте 5) личной привлекательности, обаянии, технике общения, наличии харизматических данных и т.п.

    Мировая практика свидетельствует о том, что специалист по социальной работе, стремящийся оказать профессиональную помощь своему клиенту, обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины и здравоохранения. Независимо от специализации и рабочего места он участвует в решении проблем индивидуального и общественного здоровья, выступает в качестве «учителя здоровья».

    Изучение основ здоровья это в большей степени медикобиологический аспект. И все же необходимо помнить, что, хотя все медицинские доктрины в своей основе имели две взаимосвязанные цели сохранение здоровья и лечение болезней, фактически медицина является наукой о болезнях. Человек связан с отношениями в обществе и его социальной структурой. Поэтому невозможно решать проблемы здоровья без широкого спектра социальных факторов. Напомним, что, по данным зарубежных и отечественных исследователей, здоровье человека на 50% зависит от образа жизни.

    Деятельность социальных работников характеризуется по меньшей мере тремя подходами к вмешательству в проблему.

    Воспитательный подход позволяет социальному работнику выступать в роли учителя, консультанта, эксперта: давать советы, обучать навыкам, моделированию и демонстрации правильного поведения, устанавливать обратную связь, применять ролевые игры как метод обучения.

    Фасилитативный подход выполняет роль пособника или помощника, сторонника или посредника в преодолении проблемной дезорганизации личности. Он нацелен на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, мобилизацию внутренних ресурсов.

    Адвокативный подход применяется в тех случаях, когда социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов. Используя такой подход, социальный работник оказывает помощь в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинений и т.п. Специальные функции специалиста

    Вторая важнейшая составляющая паспорта специалиста определение его должностных обязанностей, специальных функций, которые он выполняет на уровне профессионального дипломированного работника.

    Проведенный анализ данных научной литературы позволил систематизировать обширный перечень функций специалистов, которые в разной мере и разном объеме участвуют в оказании медико-социальной помощи различным группам населения, и составить в соответствии с предложенной нами концепцией обобщенный перечень специальных функций, объединив их в три группы: медикоориентированные, социальноориентированные и интегрированные.

    Медикоориентированные функции:

    1. организация медицинской помощи и ухода за больными
    2. оказание медико-социальной помощи семье
    3. медикосоциальный патронаж различных групп
    4. оказание медико-социальной помощи хроническим больным
    5. организация паллиативной помощи умирающим
    6. предупреждение рецидивов основного заболевания, выхода на инвалидность, смертности
    7. санитарногигиеническое просвещение
    8. информирование клиента о его правах на медикосоциальную помощь и порядке ее оказания с учетом специфики проблем нуждающегося.

    Социальноориентированные функции:

    1. обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и оказания медико-социальной помощи
    2. представление в органах власти интересов лиц, нуждающихся в медико-социальной помощи
    3. содействие в предупреждении общественно опасных действий
    4. оформление опеки и попечительства
    5. участие в проведении социальногигиенического мониторинга
    6. участие в создании реабилитационной социальнобытовой инфраструктуры для нуждающихся категорий населения
    7. обеспечение доступа клиентов к информации по вопросам их здоровья
    8. информирование клиентов о льготах, пособиях и других видах социальной защиты
    9. содействие клиента в решении социальнобытовых и жилищных проблем, получении пенсий, пособий и выплат
    10. семейное консультирование и семейная психокоррекция
    11. психотерапия, психическая саморегуляция
    12. коммуникативный тренинг, тренинг социальных навыков. Интегративные функции:
    13. комплексная оценка социального статуса клиента
    14. содействие выполнению профилактических мероприятий социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья на индивидуальном, групповом и территориальном уровнях
    15. формирование установок клиента, группы, населения на здоровый образ жизни
    16. планирование семьи
    17. проведение медико-социальной экспертизы
    18. осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов
    19. проведение социальной работы в психиатрии, наркологии, онкологии, геронтологии, хирургии и других областях клинической медицины
    20. содействие предупреждению распространения ВИЧинфекции и обеспечение социальной защиты инфицированных и членов их семей
    21. социальноправовое консультирование
    22. организация терапевтических сообществ само и взаимопомощи реабилитационного, психологопедагогического, социальноправового характера
    23. участие в разработке комплексных программ медико-социальной помощи нуждающимся группам населения на разных уровнях
    24. обеспечение преемственности при взаимодействии специалистов смежных профессий в решении проблем клиентов.

    Предложенная функциональная характеристика специалиста по медико-социальной работе дает возможность пользоваться ею при разработке нормативных документов по социальной работе в различных областях здравоохранения и социальной защиты населения. Модель подготовки специалиста

    Создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для медико-социальной работы сложная задача. Особенностью ее организационнометодических аспектов является отсутствие достаточного опыта подготовки отечественных социальных работников.

    Основные положения системы подготовки кадров в рамках предлагаемой концепции медико-социальной работы представляются следующим образом.

    Первый уровень – подготовка персонала младшего звена. Может осуществляться в средних учебных заведениях с введением нескольких дополнительных дисциплин (факультативных) и организацией практики или в профессиональных училищах. Это начальное медикосоциальное образование.

    Второй уровень подготовка персонала среднего звена. Предусматривает подготовку на базе среднего образования или переподготовку среднего медицинского персонала по специальной образовательной программе в учебных заведениях типа колледжа или техникума. Это среднее медикосоциальное образование.

    Третий уровень подготовка персонала высшего звена. На этом уровне осуществляется подготовка специалистов по медико-социальной работе в объеме пятилетнего вузовского образования. Такое обучение может осуществляться на факультетах социальной работы медицинских, гуманитарных или других вузов. В настоящее время нормативноправовой основой такого вида образовательной деятельности могут являться различные специализации медико-социальной направленности. Подготовка персонала высшего звена может также осуществляться в виде переподготовки врачей по специальным учебным программам.

    Четвертый уровень последипломная подготовка. Этот уровень представляется в виде различных курсов переподготовки и повышения квалификации дипломированных специалистов и преподавателей.

    В условиях современного кризиса в России трудного прогнозировать потребность в специалистах на длительную перспективу. Более реальным является составление среднесрочного и краткосрочного прогноза на 23 года в сочетании с перспективной долгосрочной прогнозной оценкой.

    Проблема научного обоснования потребности в специалистах медикосоциального профиля связана прежде всего с динамикой здоровья населения, демографическими показателями и проблемами потребности в медицинских кадрах и общегосударственной кадровой политикой в целом. В формировании потребности в специалистах по медико-социальной работе необходимо учитывать состояние законодательства, регламентирующего условия выхода на пенсию по возрасту продолжительность рабочего времени и систему регулирования оплаты труда вопросы занятости населения в различных отраслях экономики состояние здоровья населения, уровень социальной напряженности в обществе, потребности различных категорий населения в медико-социальной поддержке источники насыщения отрасли здравоохранения специалистами гуманитарного профиля, уровень насыщаемости специалистами увязку территориальных и отраслевых принципов планирования подготовки специалистов по социальной работе (медицинские и педагогические вузы, университеты, юридические вузы, кадровые центры и институты народного хозяйства и т.д. которые имеют различную ведомственную подчиненность) и др.

    Этапы проведения научных исследований для осуществления таких расчетов, как правило, должны включать:

    1. Медикосоциальную характеристику обслуживаемого контингента (семьи, инвалиды, пожилые и т.д.).
    2. Медикосоциальную оценку сложных жизненных ситуаций и проблем.
    3. Анализ факторов, предопределяющих остроту и сложность проявления имеющейся стрессовой ситуации.
    4. Выявление и осмысление основных факторов, препятствующих успешной деятельности специалистов по социальной работе.
    5. Обоснование форм, методов, масштабов и тактики социальной работы: определение численности нуждающегося контингента, форм предупреждения и решения проблем.
    6. Определение объема необходимых ресурсов для проведения медико-социальной работы как среди населения, так и в учреждениях системы здравоохранения, социальной защиты населения, образования и др.

    Предлагаемые подходы ориентируют на создание точных методик расчетов потребности в специалистах по медико-социальной работе для различных регионов и отдельных сфер медицины и здравоохранения.

    Источники: socialpol.ru, pandia.ru, refpravo.ru, www.irbis.vegu.ru, www.vashpsixolog.ru

    Категория: Рекомендательные письма | Добавил: menakleon (14.06.2015)
    Просмотров: 15297 | Рейтинг: 3.0/1
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Вход на сайт
    Поиск
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz