Оформляем доверенность на получение товара: образец
Для получения материальных ценностей лицами, наделенными полномочиями представлять организацию, используют доверенность на получение товара. Образцом данного документа служит унифицированная форма М-2, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а.
Для чего нужна доверенность?
Доверенность дает право ее обладателю от лица организации получить товар на складе или в ином месте, указанном в договоре поставки у продавца. Она является основным документом, который подтверждает полномочия представителя покупателя, конечно, если он не является руководителем фирмы. В этом случае доверенность не нужна, но ему необходимо иметь при себе выписку из Устава или копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (для ИП), копию выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (для индивидуального предпринимателя), приказ о своем назначении, а также печать организации.
Для того чтобы представитель организации мог забрать приобретенный ею предмет, необходимо заполнить унифицированную форму доверенности на получение товара М-2. Её оформляют в бухгалтерии, либо юридическом отделе организации в единственном экземпляре. Срок действия данного документа – до 15 дней.
Доверенность по форме М-2 имеет две составляющие: корешок и, непосредственно, сам документ. Первая часть – отрывная. Она остается в организации, как доказательство того, что доверенность была выдана и учитывается в регистрационном журнале. В корешке заполняют номер, присвоенный вышеуказанному документу, дату выдачи, срок действия, ФИО и должность лица, которое должно получить ТМЦ, его подпись в получении доверенности, наименование поставщика, номер и дата входящих документов на товар. Отрывные части нужно скрепить и прошить.
Возврату и хранению подлежат как неиспользованные доверенности, так и корешки - в течение 5 лет.
Что необходимо указать в доверенности?
Фирма вправе разработать свой бланк, а не пользоваться унифицированной формой доверенности на получение товара М-2. 2014 год оставил прежними основные требования Гражданского Кодекса к оформлению данного документа в произвольном виде:
Доверенность оформляют письменно, на бумажном носителе. Устная форма не приемлема. В документе четко формулируют полномочия доверенного лица.
Доверенность должна иметь дату выдачи, иначе она не имеет юридической силы.
В доверенности обязательно должны быть указаны данные об организации-покупателе: ИНН, КПП, адрес, банковские реквизиты.
Доверенность должна содержать информацию о получателе: фамилия, имя и отчество, а также документ, удостоверяющий личность.
В документе должны присутствовать подписи руководителя и главного бухгалтера
Наличие печати организации – обязательно.
Помимо этого в доверенности нужно указать:
Наименование организации-поставщика.
Наименование и номер документа, который является основанием для выдачи ТМЦ.
Документ расчетов.
Перечень товаров для получения.
Что касается последнего пункта, то иногда возникает вопрос: нужно ли вписывать наименования абсолютно всех товаров в табличную часть документа? Если, например, основанием для получения ТМЦ служит счет, в котором они уже были перечислены, то расписывать номенклатуру в доверенности не нужно. В ином случае документ придется заполнить подробно.
Кто может представлять интересы организации по доверенности?
Кому же организация может поручить получение оплаченных товаров? Раньше, требованиями законодательства было установлено, что от имени фирмы могут действовать только ее сотрудники. Сейчас это правило упразднено. Получить товарно-материальные ценности может любой человек на основании доверенности на получение товара.
Образец заполнения данного документа, если используется неунифицированная форма, лучше утвердить в локальных нормативных актах организации.
Так как лицо, представляющее интересы фирмы-покупателя не имеет при себе печати, когда получает товар, то доверенность служит прямым доказательством факта реализации у организации-продавца. В унифицированной форме ТОРГ-12 «Товарная накладная» содержится поле, в котором необходимо указать информацию, содержащуюся в доверенности.
После получения ТМЦ, в бухгалтерию организации не позднее следующего дня должен быть предоставлен пакет документов, свидетельствующий о выполнении поручения.
На практике предусмотрены случаи возврата этого документа:
Аннулирование. Изъятие доверенности у лица, которому ранее было поручено получение товарно-материальных ценностей. В этом случае о решении извещают поставщика и самого владельца доверенности.
Неиспользование. Неиспользованную доверенность следует вернуть в организацию в том случае, если она так и не была применена по назначению и ее срок действия истек. Это необходимо сделать не позднее следующего дня после окончания ее полномочий. А в корешке доверенности проставить соответствующую отметку. После этого документ «гасят», делая запись «не использована».
Нюансы и ошибки при оформлении доверенности
Бывают ситуации, когда вся доверенность распечатана с компьютера, а, например, данные получателя вписаны ручкой. Если поставщик отказывается выдавать товар в данном случае – его действия неправомерны, так как в законодательстве нет требования к способу оформления этого документа.
Даже если представитель организации оплачивает товар в момент получения наличными денежными средствами, ему все равно необходима доверенность.
При передаче ТМЦ на хранение и в переработку, также необходим документ, подтверждающий полномочия лица, представляющего интересы фирмы. При том что право собственности на товар в данном случае отсутствует.
Иногда, при оформлении доверенности, ответственные лица совершают ошибки. Основные нарушения в документе, из-за которых поставщик не имеет право передавать товарно-материальные ценности:
Не указаны реквизиты, либо в них есть ошибки.
Документ содержит исправления, не подтвержденными подписями уполномоченных лиц.
Отсутствие документа, удостоверяющего личность представителя фирмы.
У доверенности просрочена дата действия.
Поставщик получил уведомление от покупателя о том, что данная доверенность не действительна.
Подписи руководства в доверенности факсимильные.
Форму доверенности на получение товара (образец) скачать на нашем сайте можно здесь.
Обратите внимание:
ЕГРИП
Что такое ЕГРИП и какие сведения в нём содержаться? Зачем нужна выписка из ЕГРИП и как её получить? Образец выписки и комментарии специалистов.
Бланки доверенностей М-2 и М-2а
Класс365 - быстрое и удобное заполнение всех первичных документов
Подключиться к Класс365. 0 руб/мес!
Доверенность - первичный учетный документ установленной формы, применяемый для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении товарно-материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по договору. Оформление доверенностей производится в порядке, установленном действующим законодательством по формам № М-2 или № М-2а. Форму № М-2а применяют организации, у которых получение материалов по доверенности носит массовый характер.
Как упростить работу с документами и вести учет легко и непринужденно подробнее>>
Посмотреть как работает Класс365
Вход в демо-версию
Как правильно заполнить доверенность
Доверенность оформляется бухгалтерией в одном экземпляре и выдаётся под расписку получателю. Доверенность должна обязательно содержать:
Как автоматизировать работу с документами и не заполнять бланки вручную
Доверенность на право получения товара: бланк, образец, правила заполнения
Доверенность на получение товара – это документ, который получает сотрудник от организации и который уполномочивает его получить товар или материальные ценности (ТМЦ) по договору с поставщиком или заказу.
Это доверенность, которая подтверждает возможность получения материальных ценностей конкретным человеком.
Что это за документ?
Существует два вида доверенности на получение товара: форма М-2 и форма М-2А . Первая форма применяется для однократного получения товара физ. или юр. лицом, а вторая – для регулярного.
М-2 бланк оформляется в бухгалтерии в единичном экземпляре, выдается получателю товара под расписку.
Выдача формы М-2А заносится в книгу Учета данных доверенностей. Бухгалтер в конце этой книги указывает количество страниц доверенности.
Также различают доверенности на получение товаров и материальных ценностей от физических и юридических лиц.
Как правильно заполнить форму доверенности при получении товара от юридического лица?
Лицевая сторона бланка:
В правом верхнем углу укажите код ОКПО предприятия (согласно документам).
Ниже напишите дату выдачи, номер, срок действия доверенности.
Подробнее: максимальный срок действия доверенности – 3 года. Обычно ее выписывают на 1 месяц (если это форма М-2а и ТМЦ получаются путем перевозок) или на ограниченный небольшой срок (если форма М-2) – обычно на 15 дней и менее.
Информация о получателе товара и о плательщике: ИНН, название организации, ее почтовый адрес. Если получатель и плательщик – один и тот же человек, то в строке «плательщик» укажите «он же».
Ниже – строка для банковских реквизитов плательщика.
Далее указывайте данные сотрудника, на чье имя выдается доверенность: ФИО, паспортные данные, должность.
Следующая строка – именование поставщика и соответствующие документы (это служит основанием для получения ТМЦ).
На обратной стороне бланка:
Таблица для данных о получаемом товаре: список материальных ценностей, количество (прописью), единица измерения. На оставшемся пустом месте в таблице ставится прочерк.
Под таблицей указан образец подписи получателя товара, материальных ценностей.
На корешке прописывается номер и срок действия доверенности, подпись получателя товара, в соответствии с какими документами происходит получение ТМЦ, номер и дата документа, который подтверждает получение товара. Корешок заполняют работники бухгалтерии.
После заполнения доверенности ее необходимо заверить подписью руководителя и главного бухгалтера, печатью организации.
Узнать подробную информацию о порядке ликвидации ООО можно отсюда .
Можно ли при торговле выдавать товарный чек без кассового чека - узнайте из этой статьи .
Получение товаров или материальных ценностей от физического лица
Если ТМЦ получается лично физическим лицом (предпринимателем), то ему не нужно предъявлять доверенность. В этом случае организация оформляет отпуск товара (накладная, расходная), основываясь на паспорте или другом документе, подтверждающем личность предпринимателя. Также необходимо свидетельство о государственной регистрации предпринимателя.
Однако практика показывает, что некоторые юр. лица требуют от предпринимателя, чтобы тот выписал доверенность сам на себя. Эти действия не соответствуют действительному закону.
Доверенность (и паспорт) может понадобиться в случае, если предприниматель поручает получение товара другому лицу (например, работнику).
В этом случае предприниматель составляет доверенность на уполномоченное лицо.
Если физ. лицо – директор предприятия, то ТМЦ, ценные бумаги денежные документы выдаются исключительно по доверенности, как и любому другому работнику.
Если речь идет о постороннем лице, не имеющему отношения к предприятию, то доверенность выписать можно, однако лишь в частных случаях.
Например: генеральная доверенность на получение товара оформлена на конкретного сотрудника фирмы от конкретного юридического лица. Однако по факту получения было выявлено, что товара нет на складе. В таком случае, представитель компании может перенаправить контрагента на склад другого поставщика, у которого этот товар есть. Следовательно, представитель одного юридического лица получит доверенность на получение товара от организации, сотрудником которой он не является.
Но обычно доверенность на физ. лицо, которое не состоит в трудовых отношениях с конкретной фирмой, не выписывается.
Образец доверенности на получение товара в свободной (произвольной форме) от физического лица или компании.
Частные случаи
Продажа товаров и материальных ценностей за наличные и передача их бесплатно
Все бесплатно передаваемые или купленные ТМЦ передаются поставщиком только вместе с доверенностью на получателя. В этом случае доверенность помогает правильно идентифицировать получателя товара.
Однако ввиду того, что у физ. лица не всегда есть возможность выписать доверенность (например, при внеплановой покупке товара или будучи в командировке), отпускать ценности за наличный расчет без предоставления доверенности покупателем возможно.
Передача товара с целью хранения или переработки
Доверенность также составляется в обоих случаях:
Если поставщик предоставлял ранее доказательство, что лица, подписавшие накладную, являются сотрудниками организации покупателя и ранее уже получали от той компании товар, то товар может быть принят лицом без доверенности. Однако это пример частного случая, легитимность действий в котором была признана судом.
Если возможность получения товара закреплена в договоре за определенным физ. лицом, то прием ТМЦ может быть выполнен без доверенности (с предоставлением паспорта и заверенной копии договора).
Процесс передачи товара
На накладной должны расписаться уполномоченные лица (надежнее всего, если именно уполномоченное лицо предоставляет доверенность).
Только в отдельных случаях (например, который описан несколькими абзацами выше) получение товара будет считаться легитимным.
Также для получения товара уполномоченное лицо обязательно показывает паспорт или другой документ, подтверждающий личность. После того, как товар получен, доверенность необходимо сдать в бухгалтерию организации, которая выдала этот документ, приложив свидетельство об отпуске последней партии товара (который был получен по предоставленной доверенности).
Форма составления доверенности от физического лица
Составляется в печатной форме или от руки:
Название документа.
Место составления и дата доверенности.
ФИО доверителя и данные документа, подтверждающего личность.
Далее прописываются данные доверенного лица и предоставляемые полномочия.
Обязательно указывается срок действия доверенности.
Еще необходимо прописать, существует ли право передоверия данной доверенности.
ФИО, подпись, штамп (если имеется).
В каком случае доверенность не имеет юридической силы?
Доверенность, содержащая помарки и исправления не считается действительной. Легитимной ее можно сделать, если лицо, которое составляло доверенность, подтвердит подписью внесение помарок.
Бланк заполнен не в соответствии с установленным порядком или не указаны реквизиты.
Паспорт, указанный в доверенности, отсутствует у получателя.
Срок доверенности исчерпался.
Организация-получатель получила уведомление об аннулировании доверенности на конкретное физ. лицо.
В данных случаях отпуск товарно-материальные ценностей соответствующей организацией не производится.
Доверенность на получение товарно-материальных ценностей
В хозяйственной деятельности предприятия часто используют доверенность (типовая форма М-2) на получение товарно-материальных ценностей. При этом получатель (представитель получателя) обязан документально подтвердить свои полномочия. Функции документа, подтверждающего полномочия, выполняет именно доверенность на получение товарно-материальных ценностей.
В данном документе указываются:
подпись представителя предприятия (заверенная подписями первых лиц предприятия и печатью),
должность и Ф.И.О. представителя
паспортные данные представителя
наименование и количество получаемых ценностей.
Предприятие-поставщик обязано произвести сверку данных доверенности с данными паспорта получателя (или другого документа, подтверждающего его личность) и расходной накладной и выдать товарно-материальные ценности представителю предприятия-получателя.
Так как с июня 2008 бланки доверенности не являются бланками «строгой отчетности» .
Вы можете скачать образец (шаблон)
Как заполнять бланк доверенности на представление интересов
Общие реквизиты
Одним из общих реквизитов является место совершения доверенности. Это наименование населенного пункта, находясь в котором, доверитель передает представление собственных интересов доверенному лицу. В случае, если доверителем выступает физическое лицо, доверенность должна быть нотариально заверена. Необходимым реквизитом является дата выдачи доверенности, написанная прописью. Также прописью необходимо указать срок действия доверенности. Доверенность без указания даты выдачи недействительна! В случае, если срок действия в доверенности не указан, она считается действительной в течение года со дня ее выдачи!
Реквизиты доверителя и доверяемого лица
Для доверителя - юридического лица в доверенности необходимо указать юридический и фактический адреса, полное наименование, ИНН/КПП, сведения о государственной регистрации, фамилию, имя и отчество руководителя а также документ, на основании руководитель имеет право подписывать доверенности. Организации чаще всего имеют собственный бланк доверенности, разработанный на основе фирменного бланка. Это удобно, так как на фирменном бланке уже имеются все необходимые реквизиты организации. Если доверителем является физическое лицо, необходимо указать фамилию, имя и отчество доверителя, дату его рождения, адрес и паспортные данные. После перечисления реквизитов доверителя указывают фамилию, имя и отчество доверенного лица, его место проживания и паспортные данные.
Обязательны в доверенности подписи доверителя и доверенного лица. От имени юридического лица доверенность подписывает уполномоченный учредительными документами руководитель организации. Доверенность, выданная юридическим лицом, должна быть заверена печатью юридического лица.
Полномочия представителя
В доверенности необходимо очертить круг полномочия доверенного лица - какие именно интересы оно будет представлять и где. Если доверителю необходимо передоверить представление интересов в нескольких государственных органах - к примеру, в суде, налоговой инспекции, фонде социального страхования, на торгах и так далее, то доверенность оформляется на представление в каждом государственном органе отдельно.