При проведении инвентаризации рабочие инвентаризационные комиссии несут ответственность за своевременность и соблюдение порядка ее проведения, полноту и точность внесения в соответствующие инвентаризационные документы данных о фактическом остаток материальных ценностей и денежных средств, за правильность ьнисть и своевременность составления соответствующих материалов инвентаризации Члены инвентаризационных комиссий, за внесение в документы инвентаризации заведомо неправильных данных о фактических остатках ценностей и денежных коробов с целью сокрытия их недостач, растрат и излишков материальных ценностей, подлежат привлечению к ответственности в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Перед началом инвентаризации членам рабочей инвентаризационной комиссии вручается приказ или распоряжение руководителя предприятия о проведении, а председателю комиссии - контрольный пломбир Важным условием проведение инвентаризации ее внезапность Только при этом условии можно установить действительное состояние сохранности материальных ценностей и денежных средств Материально ответственное лицо, которому известно о прове ведения инвентаризации, может каким-либо способом (составление бестоварных документов, заема денег и т др.) скрыть недостачу или растрату ценностей или денежных средствоштів.
При проведении инвентаризации по предписанию органов внутренних дел в ней участвует их представитель (как правило, это оперативный сотрудник подразделения государственной службы борьбы с экономической преступностью) Как инициатор проведения инвентаризации, оперативный сотрудниками ник должен принять соответствующие меры по установлению признаков возможных злоупотреблений, а именно на поиск черновых записей, документов двойного учета, долговых расписок и т.д. Учитывая перспективы результ атомов проверки, он обязан, кроме того, следить за соблюдением порядка проведения инвентаризации, своевременностью и правильностью составления соответствующих документов Заметим, что представитель органов внутренних дел не является членом инвентаризационной комиссии и поэтому не может присваивать себе ее функции, в том числе, не может подписывать документы, которые складываются в ходе инвентаризацииції.
Для того, чтобы результаты инвентаризации вступили в силу, должны быть выполнены следующие условия:
o наличие приказа (распоряжения) на ее проведение
o комисийнисть проведения
o внезапность
o обязательное участие материально ответственного лица
В случае несоблюдения хотя бы одного из этих требований инвентаризация может быть квалифицирована как проверка, а следовательно не будет иметь юридической силы
Работа инвентаризационной комиссии по установлению фактических остатков материальных ценностей и денежных средств оформляется инвентаризационной описи Наименование ценностей, их количество и цена отражаются в описи по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в бухгалтерском учете Инвентаризационные описи составляются в процессе инвента аризации имущества на дату ее проведения не менее чем в трех экземплярах Началом инвентаризации считается момент предъявления материально ответственным лицом инвентаризационной комиссии всех приходно- расходных документов, составление отчета и получения комиссией расписки полное предоставление документеів.
Заполнение любых реквизитов в описаниях к началу инвентаризации запрещается Грубым нарушением порядка проведения инвентаризации выдача на руки комиссии описаний, в которых отражена наличие матер териальных ценностей по данным бухгалтерского учета Нельзя вносить в описи данные об остатках имущества со слов материально - ответственного лица без фактической проверки материальных ценностей в натуре Н е допускается оставлять в инвентаризационных описях незаполненные строки В последних листах описей незаполненные строки прочеркиваютсяться.
Составление любых черновых записей с последующей их перепиской не допускается, чтобы исключить возможность злоупотреблений
Исправления в инвентаризационных описях подписываются всеми участниками комиссии
Для того, чтобы исключить возможность замены или похищение отдельных страниц инвентаризационной описи или приписок, каждая страница описания нумеруется, а в конце страницы отображается итог цифрами и прописью количества натуральных единиц, записанных на странице (контрольное число) После окончания записи в инвентаризационной описи прописью указывается количество заполненных строк Каждая страница инв ентаризацийного описи подписывается всеми членами инвентаризационной комиссииії.
На практике бывают случаи, когда материально ответственные лица не согласны с результатами проверки, мотивируя это неправильным ее проведением В подобных заявлений рабочие инвентаризационной комиссии должны и относиться серьезно и оперативно их рассматривать В таких случаях материально ответственное лицо дает письменное объяснение, в котором излагает свои претензии относительно проведения инвентаризации и конкретно Зазн ачае наименование имущества, по которому, по ее мнению, неправильно установлены результаты инвентаризации и т. Получив такое объяснение, рабочая инвентаризационная комиссия оперативно рассматривает его и определяет объект объективность приведенных аргументов Обсуждение проходит в присутствии материально ответственного лица, специалистов, сведущих в соответствующих вопросах (учета, технологии, организации производства тощ о), и оформляется протоколом заседания комиссииісії.
Решение о проведении повторной инвентаризации принимается комиссией исходя из обоснованности претензий материально ответственного лица о нарушениях порядка проведения инвентаризации Решение комиссии утверждается руководителем предприятия
Окончательные результаты инвентаризационной комиссии оформляются актом инвентаризации Но для определения окончательных результатов инвентаризации необходимо учесть возможность пересортицы товарно-материал ных ценностей и их списание в пределах фактических потерь естественной убылиу.
Все документы, складывающиеся в процессе инвентаризации, - инвентаризационная опись, сравнительная ведомость, акт инвентаризации - имеют комплексный характер и поэтому должны быть подписаны председателем ин нтаризацийнои комиссии, ее членами и материально ответственным особо.
Пример:
После заседания инвентаризационной комиссии по результатам ее проведения состоит протокол который утверждается руководителем предприятия В протоколе указываются причины недостач и излишков, виновные лица, вносятся предложения по улучшению учета материалов, устранению недостатков по их сохранен нню тощо.
Недостаток материальных ценностей, образовавшаяся в результате их присвоения материально ответственным лицом, не уменьшается на величину естественной убыли и подлежит взысканию с работника в полной сумме
Избыточные материальные ценности, в том числе и суммовые разницы при зачете недостач излишками, образованные в результате пересортицы, подлежат оприходованию, т.е. восстановлению на учете материально соответствующих дальней лица При этом в каждом случае образования излишков ценностей инвентаризационная комиссия обязательно должна определить причины их образования и причастных к этому осиб.
При установлении недостач растрат и потерь имущества, которые произошли вследствие злоупотреблений материально ответственных лиц, администрация предприятия должна передать материалы инвентаризации в следственные органы, а на сумму выявленных Неста эко и потерь совершить против материально ответственных лиц гражданский Позо.
Важным в работе инвентаризационной комиссии является правильное определение размера ущерба, причиненного недостатками имущества соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 22011996 г № 116 «Об утверждении Порядка определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей \"оценка нанесенного ущерба осуществляется в следующем порядкеакому порядку:
Размер убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей определяется по балансовой стоимости этих ценностей за вычетом амортизационных отчислений, но не ниже 50 процентов ткив балансовой стоимости на момент установления такого факта с учетом индексов инфляции, которые ежемесячно определяет Минстат, соответствующего размера налога на добавленную стоимость и размера акцизного с бора по соответствующей формуле.
Стоимость узлов, деталей, полуфабрикатов и другой продукции, которую изготовляют предприятия для внутренних производственных нужд, а также стоимость продукции, производство которой не закончено, определяется вы иходячы по себестоимости производства продукции с начислением средней по предприятию нормы прибыли на эту продукцию с применением коэффициента.
В правоприменительной практике деятельности органов по борьбе с экономической преступностью материалы инвентаризации является важным способом сбора доказательств и имеют доказательную силу при выявлении ряда обстоятельств в проце ЭСИ расследования хищений материальных ценностей и денежных средств предприятий любых форм собственности Поэтому, для оперативных работников правоохранительных органов, которые выполняют задачи по выявлению и предупреждение преступлений, совершаемых в сфере экономики, а также для следователя важным является правильная оценка результатов инвентаризации, порядка и объективности ее проведения, анализ документов, которые отра бражають результаты инвентаризации, а также документов, собранных в процессе всемерного укрепления данных о недостаче и излишки материальных ценностей, причин их образования, причастность к этому мате риальный ответственного лици.
После рассмотрения этого вопроса оперативный работник следователь проверяет материалы инвентаризации по сути и по содержанию Важным средством такой проверки является сопоставление результатов инвентаризации дру ими документами, материалами, собранными в процессе документирования недостач или излишков имущества, в частности со сведениями, содержащимися в черновых записях и могут свидетельствовать о признаке совершение корыстных зло применяемыхь.
Работники ОВД, ведущих борьбу с преступлениями в сфере экономики, должны помнить, что при выявлении и расследовании хищений имущества важно установить не только факт недостачи или излишков имущества, а но и задокументировать сбыт этого имущества и определить роль в совершении преступления конкретного материально ответственного лиц.
Инвентаризация как метод бухгалтерского учета является важным средством контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей В уголовном процессе инвентаризация применяется как один из способов доказательства зев по делам о корыстных правонарушения в экономикеі.
Если проведение инвентаризации организовано правильно, то материально ответственные лица не смогут скрыть излишки и недостачи Маскировка излишков и недостач возможно тогда, когда инвентаризация пер водится с нарушениями установленных правил.
При наличии других прямых или косвенных доказательств злоупотреблений со стороны материально ответственных лиц работники правоохранительных органов могут попытаться восстановить истинное положение дела Для этого необ бхидно иметь представление о том, каким образом могут маскироваться недостачи и излишки на складі.
Наиболее распространенные способы сокрытия недостач:
o внесении в инвентаризационную опись товаров, которые не существуют
o дописки количества товаров в инвентаризационной описи
o составление бестоварных расходных накладных
o несвоевременное оприходование товаров
Подделки первого и второго вида можно установить путем взятия письменных объяснений лиц, принимавших участие в проведении инвентаризации, и контрольного сопоставления остатков
Дальнейшие дописки товаров могут быть установлены во время встречной проверки разных экземпляров инвентаризационной описи Например, в одном экземпляре обозначен товар в количестве - 5000 единиц, а в д втором - 500 единиц Такая разница может возникнуть только при добавлением позади одного нуля (0) Приписки такого характера легко обнаруживаются при выводе контрольных чисел по страницам описания и при пение отношении их с контрольными числами, выведенными в инвентаризационной описи комиссияією.
Применение третьего способа сокрытия недостатка возможно только при участии материально ответственного лица других предприятий, которые подписываются в бестоварных расходных накладных, выписанных на величин на недостачи товаров По окончании инвентаризации ними выписывается встречная бестоварная накладная на возврат материальных ценностей, или они получают товарно-материальные ценности без накладныхх.
Четвертый способ сокрытия недостачи связан с неправильным оформлением товаров, поступивших Смысл его выражается в том, что первичные документы на полученные перед проведением инвентаризации ценностей те, не обрабатываются и не передаются в бухгалтерию По окончании инвентаризации товары согласно таких документов официально приходуютсяся.
Последние два способа легко обнаруживаются методом проверки фактического наличия ценностей, зафиксированных в материалах инвентаризации Для этого необходимо установить, какие первичные документы по оприходованию ю ценностей поступили в бухгалтерию по окончании инвентаризации и какие товары оприходованы по этим документам По таким товарам необходимо, если они включены в инвентаризационную опись, провести повт пахотную частичную инвентаризацииію.
Способы сокрытия излишков зеркально отражают способы сокрытия недостач, поэтому при их установке применяются те же методы
Наиболее распространенные способы сокрытия излишков:
o не внесения в инвентаризационную опись, согласно договоренности с членами инвентаризационной комиссии, товарно-материальных ценностей, имеющихся в наличии
o внесения в описание исправлений в виде дополнительных штрихов, ком, например, исправление количества с 228 на 22,8 т.
o составление бестоварных приходных накладных на величину установленного избытка товаров
o оприходования ценностей, которые еще не поступили
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter
Акт об уничтожении печатей комиссией организации (пример)
Образцы по теме: Акт. Юридическое лицо
Акт От 01 октября 2009 г. N 15 Об уничтожении печатей
Составлен комиссией в составе: председатель комиссии - генеральный директор И.И. Петров, члены комиссии - главный бухгалтер Н.В. Руденко, начальник отдела кадров - К.И. Воронов.
Комиссия отобрала деформированные печати и уничтожила их 01 октября 2009 г. в 10 часов 20 минут на территории складского помещения N 2 путем опиливания поверхности печати двумя перекрестными линиями.
1. Основную (круглую) печать отдела кадров - 1 шт.
Возможность дальнейшего использования печати и восстановления исключена.
Основание: приказ руководителя организации от 29 сентября 2009 г. N 53 "О порядке уничтожения печатей и штампов".
Приложения к № 112 от 04.12.13 г.
Приложения к газете Все о бухгалтерском учете № 112 за 2013 г.
Раз, два, три, четыре, пять&hellip надобно вас сосчитать, или Когда инвентаризация обязательна (статья опубликована в газете Все о бухгалтерском учете № 112 за 2013 г. на стр. 10)
Образец приказа об организации бухгалтерского учета и учетной политике на предприятии
Инвентаризационная комиссия: как и когда создают (статья опубликована в газете Все о бухгалтерском учете № 112 за 2013 г. на стр. 12)
Образец приказа о постоянно действующей инвентаризационной комиссии
Образец приказа о создании рабочей инвентаризационной комиссии
Документальное оформление инвентаризации (статья опубликована в газете Все о бухгалтерском учете № 112 за 2013 г. на стр. 13)
Образец заполнения Инвентаризационной описи основных средств (ф. № инв-1)
Образец заполнения Акта инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств (ф. № инв-10)
Образец заполнения Сличительной ведомости результатов инвентаризации основных средств (ф. № инв-18)
Образец заполнения Инвентаризационной описи объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов (ф. № НА-4)
Образец заполнения Инвентаризационной описи объектов права на ведение деятельности в составе нематериальных активов
Образец заполнения Инвентаризационной описи основных средств и нематериальных активов (ф. № Інв-1с.-г.)
Образец заполнения Инвентаризационной описи драгоценных металлов, содержащихся в полуфабрикатах, узлах и деталях оборудования, приборах и иных изделиях (ф. № инв-8а)
Образец заполнения Акта инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них (ф. № инв-8)
Образец заполнения Акта инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них (ф. № инв-9)
Образец заполнения Книги регистрации контрольных проверок инвентаризаций
Образец заполнения ведомости результатов инвентаризации
Образец заполнения Ведомости результатов инвентаризации (ф. № Інв-19с.-г.)
Образец протокола инвентаризационной комиссии
Образец приказа об утверждении результатов инвентаризации
Недостачи и излишки основных средств: отражение в учете (статья опубликована в газете Все о бухгалтерском учете № 112 за 2013 г. на стр. 16)
Образец заполнения Акта списания основных средств (ф. № ОЗ-3)
Образец заполнения Акта на списание автотранспортных средств (ф. № ОЗ-4)
Как отразить в учете недостачи и излишки запасов (статья опубликована в газете Все о бухгалтерском учете № 112 за 2013 г. на стр. 19)
Образец бухгалтерской справки
Как осуществить переход на единый налог на практике: алгоритм действий (статья опубликована в газете Все о бухгалтерском учете № 112 за 2013 г. на стр. 25)
Как предпринимателю заполнить расчет дохода при переходе на единый налог
Пересортица ТМЦ: бухучет и налогообложение (статья опубликована в газете Все о бухгалтерском учете № 112 за 2013 г. на стр. 27)
Пример отражения в учете возмещения виновником пересортицы разницы между стоимостью излишков и недостач товарно-материальных ценностей
Инвентаризация кассы: учитываем результаты (статья опубликована в газете Все о бухгалтерском учете № 112 за 2013 г. на стр. 29)
Пример отражения излишка гривен в учете
Пример отражения недостачи купюр в учете
Инвентаризация-2013: как бюджетному учреждению управиться на отлично (статья опубликована в газете Все о бухгалтерском учете № 112 за 2013 г. на стр. 31)
Периодичность инвентаризации в бюджетном учреждении
Образец приказа о проведении инвентаризации
Образец заполнения инвентаризационной описи основных средств
Образец заполнения сравнительной ведомости результатов инвентаризации основных средств
Подводим итоги инвентариации в бюджетном учреждении (статья опубликована в газете Все о бухгалтерском учете № 112 за 2013 г. на стр. 34)
Образец заполнения Протокола инвентаризационной комиссии
Образец Справки об изменениях в смете
Списываем недостачи в учете бюджетников (статья опубликована в газете Все о бухгалтерском учете № 112 за 2013 г. на стр. 37)
Образец заполнения Акта о списании основных средств (ф. № ОЗ-3 (бюджет))
Образец заполнения Акта списания (ф. № З-2)
Что оформить при передаче жилого дома на баланс жилищно-эксплуатационной организации (статья опубликована в газете Все о бухгалтерском учете № 112 за 2013 г. на стр. 47)
Образец Акта о передаче жилого дома в управление (на баланс)
Образец акта ревизии
Акт ревизии - это подотчетный финансовый документ, который документально подтверждает финансово-хозяйственную деятельность, наличных денежных средств в кассе, остатков или их отсутствие, других материальных ценностей предприятия, магазина, организации, учреждения. Основанием составления которого является приказ руководителя или директора.
Акт ревизии кассы довольно часто требуют правоохранительные органы, во время расследования фактов хищения, растраты или присвоение имущества, на любом предприятии, организации, учреждении или в магазине. Это, как документальное подтверждение наличия или отсутствия материальных ценностей. Кроме того акты должны составляться ежемесячно, для внутренней, собственной подотчетности.
Акт ревизии финансово-хозяйственной деятельности или кассы составляется в трех экземплярах и на официальном бланке с реквизитами и логотипом учреждения, организации или предприятия. Первый остается у руководителя или директора организации, предприятия, магазина или учреждения, что утверждает сам акт. Следующий экземпляр вручается ответственному лицу: кассиру, начальнику склада, продавцу магазина и т.д. Третий экземпляр направляется по требованию, инициатору.
В акте должны указываться члены комиссии, что обычно берутся из ответственных лиц и которые ставят свои подписи. Утверждается акт руководителем и ставится мокрая печать. Срок хранения акта ревизии - три года.
Пример акта ревизии кассы наведен ниже по тексту:
“УТВЕРЖДАЮ”
Директор отделения Киев-Оболонь
ООО “Товарник”
Шылов В.В.
29 октября 2013 года
АКТ № _______ от 29.10.2013 г.
О РЕЗУЛЬТАТАХ РЕВИЗИИ КАССЫ
Основание: Приказ директора________
Об проведении остатков денежных средств складу в кассе отделения Киев-Оболонь, что