<1> Проверка наличия утвержденных в установленном порядке должностных инструкций (должностных регламентов, служебных обязанностей) осуществляется у 20% личного состава проверяемых структурных подразделений территориального органа.
<2> При оценке критериев данного направления учитываются сведения обо всех исках и заявлениях в форме жалоб, рассмотренных судами за отчетный период, в том числе и сведения по прошлым искам, предъявленным к территориальному органу до 31 декабря года, предшествующего отчетному.
<3> В случае если за проверяемый период исков и заявлений к территориальному органу не предъявлялось, оценка по количеству и сумме выставляется "удовлетворительно".
<4> В случае наличия необходимости предъявления территориальным органом претензий и исков, но территориальный орган за проверяемый период их не предъявлял, данные показатели по количеству исков и их сумме оцениваются неудовлетворительно.
<5> При оценке данного показателя учитывается наличие должностей согласно штатному расписанию и укомплектованность.
Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов (на примере Законодательной Думы Хабаровского края)
– 35-39 с.
42.Чхутиашвили, Л.В. Антикоррупционная безопасность коммерческих банков РФ / Л.В. Чхутиашвили. - М, 2009. – 246 с.
43.Хатаева, М.А. Проведение оценки нормативных правовых актов на коррупциогенность / М.А. Хатаева // Журнал российского права. 2008. № 12. – 45-49 с.
44.Антикоррупционный комитет [Электронный ресурс]: // Режим доступа: anti-corr/.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2010 г. N 96
ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
В соответствии с Федеральным законом Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
методику проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
2. Признать утратившими силу:
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 195 Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 10, ст. 1240)
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 196 Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 10, ст. 1241).
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН
Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 февраля 2010 г. N 96
ПРАВИЛА
ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
1. Настоящие Правила определяют порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, осуществляемой Министерством юстиции Российской Федерации, и независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
2. Министерство юстиции Российской Федерации проводит антикоррупционную экспертизу в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, в отношении:
а) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы
б) проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов - при проведении их правовой экспертизы
в) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации
г) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - при мониторинге их применения.
3. Результаты антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении Министерства юстиции Российской Федерации по форме, утверждаемой Министерством.
4. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96.
5. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации, проектов постановлений Правительства Российской Федерации, проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации - разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на согласование в государственные органы и организации в соответствии с пунктом 57 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, размещают эти проекты на своих официальных сайтах в сети Интернет с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
6. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации - разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на рассмотрение в юридическую службу федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, размещают эти проекты на своих официальных сайтах в сети Интернет с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
7. Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении по форме, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации.
8. Проекты нормативных правовых актов, предусмотренные в пункте 5 настоящих Правил, вносятся Президенту Российской Федерации и (или) в Правительство Российской Федерации с приложением поступивших заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 февраля 2010 г. N 96
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
1. Настоящая методика применяется для обеспечения проведения прокуратурой Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами, организациями и их должностными лицами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
Настоящей методикой руководствуются независимые эксперты, получившие аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, при проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
2. Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта.
3. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц)
б) определение компетенции по формуле вправе - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц)
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
4. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям
б) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций
КРАЕВЫХ ЗАКОНОВ, ПОСТАНОВЛЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ДУМЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ И ИХ ПРОЕКТОВ
(в ред. постановлений Законодательной Думы
Хабаровского края от 24.02.2010 N 2039,
от 28.04.2010 N 33, от 10.06.2010 N 82)
В соответствии с федеральными законами от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ О противодействии коррупции и от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, Законом Хабаровского края от 30 сентября 2009 года N 269 О предупреждении коррупции в Хабаровском крае Законодательная Дума постановляет:
1. Утвердить:
1.1. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы краевых законов, постановлений Законодательной Думы Хабаровского края и их проектов согласно приложению 1.
1.2. Состав комиссии по проведению антикоррупционной экспертизы краевых законов, постановлений Законодательной Думы Хабаровского края и их проектов согласно приложению 2.
1.3. Образец заключения по результатам проведения экспертизы краевых законов, постановлений Законодательной Думы Хабаровского края и их проектов согласно приложению 3.
(в ред. постановления Законодательной Думы Хабаровского края от 28.04.2010 N 33)
2. Направить настоящее постановление Губернатору Хабаровского края для официального опубликования в Собрании законодательства Хабаровского края.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет по государственному строительству, местному самоуправлению и межрегиональным связям Думы.
Председатель Думы
А.Б.Островский
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ КРАЕВЫХ ЗАКОНОВ, ПОСТАНОВЛЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ДУМЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ И ИХ ПРОЕКТОВ
(в ред. постановлений Законодательной Думы
Хабаровского края от 28.04.2010 N 33,
от 10.06.2010 N 82)
1. Общие положения
1.1. Антикоррупционная экспертиза краевых законов, постановлений Законодательной Думы Хабаровского края, носящих нормативный правовой характер, и их проектов (далее - действующий правовой акт и проект правового акта) проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
1.2. Антикоррупционная экспертиза действующих правовых актов и проектов правовых актов проводится в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96.
(в ред. постановления Законодательной Думы Хабаровского края от 28.04.2010 N 33)
2. Комиссия по проведению антикоррупционной экспертизы краевых законов, постановлений Законодательной Думы Хабаровского края и их проектов
2.1. Антикоррупционная экспертиза действующих правовых актов и проектов правовых актов проводится комиссией по проведению антикоррупционной экспертизы краевых законов, постановлений Законодательной Думы Хабаровского края и их проектов (далее - комиссия) в составе согласно приложению 2 к настоящему постановлению.
К работе комиссии могут привлекаться специалисты, эксперты, представители государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, иных организаций, граждане.
2.2. Деятельность комиссии организует председатель комиссии, а в его отсутствие - заместитель председателя комиссии.
2.3. Комиссия осуществляет свою деятельность на заседаниях, которые проводятся по мере необходимости. Заседание комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее половины членов комиссии. Порядок проведения заседания определяется комиссией самостоятельно.
2.4. Решение комиссии принимается большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов комиссии.
2.5. Заседание комиссии оформляется протоколом, который подписывает председатель комиссии.
3. Антикоррупционная экспертиза действующих правовых актов и проектов правовых актов
3.1. Основанием для проведения антикоррупционной экспертизы действующего правового акта являются поступившие в Законодательную Думу Хабаровского края (далее - Дума) либо комиссию:
1) письменные обращения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, иных организаций, граждан с информацией о возможной коррупциогенности указанного правового акта, полученной по результатам анализа практики его правоприменения
2) решение постоянного комитета Думы, подготовленное на основании мониторинга действующего законодательства и практики правоприменения правового акта.
3.2. Антикоррупционная экспертиза действующих правовых актов проводится в 30-дневный срок со дня поступления письменных обращений субъектов, указанных в пункте 3.1 настоящего порядка.
3.3. Антикоррупционная экспертиза проектов правовых актов проводится в 30-дневный срок со дня их поступления в Думу.
(в ред. постановления Законодательной Думы Хабаровского края от 28.04.2010 N 33)
3.3.1. Заключения по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов рассматриваются комиссией в 30-дневный срок со дня их поступления в Думу.
(п. 3.3.1 введен постановлением Законодательной Думы Хабаровского края от 10.06.2010 N 82)
3.4. Антикоррупционная экспертиза законопроекта, принятого в первом чтении, с учетом поправок, одобренных постоянным комитетом Думы, ответственным за подготовку данного законопроекта, проводится на основании:
1) решения постоянного комитета Думы
2) письменного обращения субъекта права законодательной инициативы
3) заключения юридической службы аппарата Думы
4) заключения контрольно-бюджетной палаты Думы.
Антикоррупционная экспертиза законопроекта проводится в 30-дневный срок со дня поступления в комиссию вышеуказанных документов. (в ред. постановления Законодательной Думы Хабаровского края от 28.04.2010 N 33)
3.5. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы действующих правовых актов и проектов правовых актов составляется мотивированное заключение, которое утверждается решением комиссии и оформляется согласно приложению 3 к настоящему постановлению. Указанное заключение носит рекомендательный характер.
3.6. Заключение комиссии по результатам проведения антикоррупционной экспертизы действующего правового акта направляется инициатору проведения антикоррупционной экспертизы и в постоянный комитет Думы, по вопросам ведения которого был принят указанный правовой акт.
В случае выявления в действующем правовом акте коррупциогенных факторов постоянный комитет Думы готовит предложения по их устранению. (п. 3.6 в ред. постановления Законодательной Думы Хабаровского края от 28.04.2010 N 33)
3.7. Заключение комиссии по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проекта правового акта направляется в постоянный комитет Думы, ответственный за рассмотрение данного проекта правового акта.
В случае выявления в проекте правового акта коррупциогенных факторов указанное заключение направляется в постоянный комитет Думы, ответственный за рассмотрение данного проекта правового акта, а также субъекту права законодательной инициативы, внесшему проект правового акта или поправку, с рекомендацией об устранении выявленных коррупциогенных факторов.
Заключение комиссии по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проекта правового акта прилагается к проекту правового акта, вносимому на рассмотрение Думы.
(п. 3.7 в ред. постановления Законодательной Думы Хабаровского края от 28.04.2010 N 33)
Председатель Думы
А.Б.Островский
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам проведения антикоррупционной экспертизы (наименование действующего правового акта и его реквизиты, наименование проекта правового акта с указанием его номера)
Комиссией в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, проведена антикоррупционная экспертиза (наименование действующего правового акта и его реквизиты, наименование проекта правового акта с указанием его номера и субъекта права законодательной инициативы) в целях выявления в нем коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
Вариант 1:
В представленном (действующем правовом акте, проекте правового акта) коррупциогенные факторы не выявлены.
Со ссылкой на положения методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, отражаются все коррупциогенные факторы, выявленные в нормах действующего правового акта и положениях проекта правового акта, с указанием их структурных единиц (разделов, глав, статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев).
Анонсы
Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Минюста РФ от 31 мая 2012 г. № 87 “Об утверждении Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации”
Обзор документа
Приказ Минюста РФ от 31 мая 2012 г. № 87 “Об утверждении Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации”
14 июня 2012
В целях совершенствования организации работы по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Признать утратившими силу приказы Министерства юстиции Российской Федерации:
от 29 октября 2003 г. № 278 «Об утверждении Рекомендаций по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации»
от 6 мая 2005 г. № 59 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 29 октября 2003 г. № 278»
от 9 марта 2007 г. № 46 «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 29.10.2003 № 278»
от 26 августа 2008 г. № 181 «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 29.10.2003 № 278».
Экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: теоретико-правовое исследование
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные документы
Анализ нормативно-правовых основ антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Выявление проблем Законодательной Думы Хабаровского края, возникающих при проведении антикоррупционной экспертизы. Социальный эффект и значимость проекта.
дипломная работа [65,7 K], добавлен 23.03.2011
Правовые основания обеспечения соответствия муниципальных нормативных актов федеральному законодательству. Общие положения проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Повод проведения правовой экспертизы.
дипломная работа [73,2 K], добавлен 23.09.2011
Анализ законодательства, регулирующего проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Правила проведения антикоррупционной экспертизы, утвержденные Правительством РФ. Деятельность федеральных органов по предупреждению коррупции.
дипломная работа [142,6 K], добавлен 24.11.2012
Законодательные основы антикоррупционной экспертизы в странах Европейского союза. Антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов как одна из важных мер профилактики коррупции. Особенности антикоррупционной экспертизы в европейских странах.
реферат [34,7 K], добавлен 20.07.2013
Понятие и признаки нормативно-правового акта как официального документа. Виды нормативных правовых актов. Особенности закона и его основные виды. Значение подзаконных актов. Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.
курсовая работа [78,4 K], добавлен 07.05.2014
Понятие и виды нормативных правовых актов. Достоинства и недостатки нормативных правовых актов. Пути повышения эффективности действия нормативных правовых актов. Нормативно-правовой - официальный документ государственного органа с правовыми нормами.
курсовая работа [77,6 K], добавлен 27.11.2008
Криминологическая экспертиза нормативно-правовых актов, правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения по поводу проведения экспертизы. Особенности производства криминологической экспертизы патентной документации и производственных актов.
реферат [18,9 K], добавлен 18.08.2011
Система подготовки, принятия и действия актов органов местного самоуправления. Нормы Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении. Процесс осуществления муниципальных правовых актов. Экспертиза проектов нормативных правовых актов и ее роль.
курсовая работа [27,9 K], добавлен 19.05.2010
Общая характеристика, понятие и действие нормативных правовых актов и их видов. Правотворчество, законодательная техника, внутренняя и внешняя формы права. Нормативные правовые акты как единая гиперсистема, охватывающая все сферы жизни общества.
курсовая работа [46,5 K], добавлен 21.07.2011
Исследование понятия, признаков, классификации, подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и особенностей их государственной регистрации. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
курсовая работа [45,1 K], добавлен 08.05.2011
2. Иные виды экспертиз нормативных актов и их проектов
2.1 Антикоррупционная экспертиза как превентивная форма борьбы с коррупцией. Методика проведения антикоррупционной экспертизы в Российской Федерации
Коррупцию, как социальный, политический, экономический феномен можно рассматривать в различных ипостасях и проявлениях, а противодействие ей - одна из функций государственного правоохранительного аппарата. Коррупция - противоправная деятельность (действие или бездействие), заключающаяся в использовании должностным лицом предоставленных полномочий с целью незаконного достижения личных и (или) имущественных интересов. Среди многочисленных характеристик коррупции следует выделить следующие:
Коррупция - системная проблема. На протяжении всей истории развития человеческого общества коррупция сопровождала государственное управление, более того, возможно, даже стала его системным элементом.
Коррупция - глобальный феномен. Достаточно сказать о том, что в 1999 году коррупционный скандал обусловил отставку всей Комиссии Европейского союза.
Коррупция - угроза развитию государственного управления. Для государственного управления России коррупция - одна из самых болезненных, действительно угрожающих национальной безопасности страны проблем.
Очищение российского законодательства от коррупционных положений на сегодняшний день стало практической задачей для всех, кто отвечает за его разработку. Возможность успешного её выполнения обеспечена политической и правовой поддержкой со стороны Президента РФ и Правительства РФ.
Такая поддержка проявлялась в динамике на протяжении последних лет. Первоначально предпосылки к определению концептуальных основ проведения экспертизы законодательства на коррупциогенность возникли 2006 г. в связи с ратификацией Россией Конвенции ООН против коррупции в ст.5, которой определена необходимость каждого государства - участника Конвенции проводить периодическую оценку адекватности законодательства на предмет предупреждения коррупции. Затем задачи организации экспертизы были отражены в Национальном плане противодействия коррупции, утверждённом Президентом РФ 31.07.2008г. В ФЗ «О противодействии коррупции» №273- ФЗ антикоррупционная экспертиза определена в качестве самостоятельной меры профилактики коррупции. А в 2009 г. правовое регулирование антикоррупционной экспертизы сферы нормотворчества и законодательства получило окончательное оформление. Принят ФЗ №172-ФЗ « Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». А в прошлом, 2010 году Правительство РФ приняло Постановление «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», которое утвердило правила и методику проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов и их проектов. Таким образом, в настоящее время на федеральном уровне имеется достаточная правовая база для проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
Основной целью антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов является выявление и устранение допущенных в процессе разработки и принятия проектов нормативных правовых актов ошибок включенных в них коррупциогенных факторов, способствующих возникновению и распространению коррупции.
Важнейший элемент производства любого вида экспертиз - это её объект, не является исключением из этого правила и антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов. Объектами антикоррупционной экспертизы в соответствии со смыслом действующего российского федерального и регионального законодательства являются нормативные правовые акты и проекты нормативных правовых актов, подготовленные органами государственной власти, учреждениями и организациями различного уровня и ведомственной принадлежности, их должностными лицами и органами местного самоуправления.
Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов являются:
1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов
2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами
3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (их проектов)
4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов
5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов проводится: прокуратурой Российской Федерации, Министерством юстиции РФ, органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов», в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции РФ в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
В Хабаровском крае антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов проводит Комиссия по проведению антикоррупционной экспертизы Законодательной Думы Хабаровского края, Прокуратура Хабаровского края, Главное управление Министерства юстиции РФ по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области.
К работе Комиссии по проведению антикоррупционной экспертизы могут привлекаться специалисты, эксперты, представители государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, иных организаций, граждане. Комиссия осуществляет свою деятельность на заседаниях, которые проводятся по мере необходимости. Заседание комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее половины членов комиссии. Решение комиссии принимается большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов комиссии.
Основанием для проведения антикоррупционной экспертизы действующего правового акта являются поступившие в Законодательную Думу Хабаровского края, либо комиссию:
1) письменные обращения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, иных организаций, граждан с информацией о возможной коррупциогенности указанного правового акта, полученной по результатам анализа практики его правоприменения
2) решение постоянного комитета Думы, подготовленное на основании мониторинга действующего законодательства и практики правоприменения правового акта.
Антикоррупционная экспертиза действующих правовых актов Хабаровского края проводится в 30-дневный срок со дня поступления письменных обращений указанных выше субъектов, а экспертиза проектов правовых актов проводится в 30-дневный срок со дня их поступления в Думу.
В ходе проведения антикоррупционной экспертизы выявляются коррупционные факторы - положения нормативных правовых актов (их проектов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Перечень коррупционных факторов закреплён в Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов и проектов нормативных актов, утверждённой Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010г. №96. Прежняя методика просуществовала менее года. В чём же суть изменений? Бросается в глаза существенное уменьшение коррупциогенных факторов. Из 17 признаков, считавшихся ранее коррупциогенными, в новой методике сохранены только 11. Из числа коррупциогенных факторов исключены:
- фактор существования собственно пробела в правовом регулировании
- отсутствие превентивных запретов и ограничений для органов власти
- отсутствие норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе, общественного, за деятельностью органов государственной власти
- отсутствие норм ответственности органов власти
- нарушение режима прозрачности информации
- нормативные коллизии - противоречия, в том числе, внутренние, между нормами, создающие для органов власти возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
Исключение последних трёх факторов - существенная потеря для антикоррупционного анализа, поскольку именно они позволяли указывать на возможность опасных коррупционных проявлений, особенно в связке с другими факторами.
В соответствии с новой Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц)
б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления действий в отношении граждан и организаций
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц)
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям
б) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций
Тревожным сигналом является наличие в нормативном правовом акте более чем одного коррупциогенного фактора, тем более, когда такие факторы системно связаны. Это индикатор существования действительной, а не мнимой коррупционной угрозы. Чем больше совокупность факторов, тем более вероятными представляются негативные проявления в контексте рассматриваемой коррупционной проблемы в целом. Настоящие коррупционные проявления настолько существенны, что, как правило, для их воплощения в жизнь нужна система факторов, между которыми имеются связи и отношения. Наличие в нормативном акте только одного фактора вроде определения компетенции по формуле «вправе» или фактора существования пробела в правовом регулировании часто даёт повод задуматься лишь о недостатках юридической техники оформления акта, а не о реальной коррупционной опасности. Впрочем, этот вывод не является безусловным основанием для прекращения антикоррупционного анализа проблемы. Коррупциогенные факторы могут быть умело, разнесены по нескольким увязанным между собой нормативным правовым актам.
Я считаю, что для повышения эффективности антикоррупционного анализа не следовало уменьшать количество факторов, в отношении которых нужно проводить проверку. Количество коррупциогенных факторов следует уточнять, используя накапливающийся опыт проведения экспертиз и по мнению некоторых ученых в ныне действующий перечень коррупционных факторов следовало бы включить такие факторы как:
- Так называемый фактор «мутной воды»: он заключается во множестве нормативных актов, регулирующих один и тот же круг общественных отношений искусственном дроблении нормативного регулирования вопроса на большое количество узких нормативных актов. Часть из них становится недоступной для широкой общественности. Разобраться в этом может только тот, кто их принимает, - заинтересованный чиновник.
- Возможность затягивания сроков принятия решений: этот фактор важен, т.к. безвозвратно потерянное время на решение обыденного вопроса, делает невозможным продвижение какого- либо вопроса в целом.
- Соединение в одном лице коммерческих и управленческих функций.
- Законодательный диссонанс: отсутствие согласованности норм в разных нормативных актах. Это не пробел и не коллизия. Нормы права существуют и не противоречат друг другу, но они не составляют стройную систему, не увязаны друг с другом. Узкие места, лазейки, прежде всего отсутствие адекватных мер ответственности и несогласованность сроков административных процедур. Этот фактор трудно диагностируем, т.к. требует большого опыта и детального знания ситуации в отрасли. Выявить его можно на основе анализа практики применения аналогичных норм в прошлом. На него указывают неоднократно имевшиеся ранее ситуации, когда экономически выгоднее нарушить закон, чем его соблюдать.
- Произвольное нормотворчество: отсутствие надлежащего обоснования необходимости принятия той или иной нормы. Опасность этого фактора нельзя недооценивать. Непонимание, как впишется новое регулирование в общественные отношения, равносильно слепым экспериментам над обществом. В качестве примера можно привести такую ситуацию- обсуждение полного запрета на содержание алкоголя в крови водителя транспортного средства, т.к. в крови человека объективно присутствует некоторый индивидуальный минимум алкоголя.
- Неприменение информационных технологий: использование информационных систем ускоряет и облегчает принятие решений, срок рассмотрения заявок сокращается и как следствие, уменьшаются возможности для коррупционных проявлений, основанных на использовании уязвимости граждан и бизнеса в отношении сроков при планировании и реализации своих действий.
Известно, что результатом экспертного исследования всегда является заключение эксперта. В ст.4 ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» № 172- ФЗ указывается, наряду с заключением эксперта, требование прокурора. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования и учитывается в установленном порядке органом, организацией или должностным лицом, которые издали этот акт, в соответствии с их компетенцией. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа и учитывается в установленном порядке органом, который издал этот акт, в соответствии с его компетенцией. Какова природа этого документа остаётся неясным. Заключение эксперта практически во всех правилах проведения антикоррупционной экспертизы, принятых органами государственной власти, имеет рекомендательный характер. Судя по названию документа, исходящего от прокуратуры, необходимо признать, что он обязателен к исполнению. В связи с этим возникает неясность - это особенность данного вида экспертизы или очередная возможность проявления коррупции. Комиссия по проведению антикоррупционной экспертизы Законодательной Думы Хабаровского края так же составляет мотивированное заключение, которое утверждается решением Комиссии и оформляется согласно Методике утверждённой Правительством РФ и Постановлению Законодательной Думы Хабаровского края «О проведении антикоррупционной экспертизы краевых законов, постановлений Законодательной Думы и их проектов»№ 1982. Если в представленном законопроекте или действующем нормативном акте не выявлены коррупционные факторы, то в нём пишется, что « В представленном (действующем правовом акте, проекте правового акта) коррупциогенные факторы не выявлены» (см. приложение В, С. 81.). Если коррупциогенные факторы выявлены, то в заключении указывается «В представленном (действующем правовом акте, проекте правового акта) выявлены коррупциогенные факторы. Со ссылкой на положения методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, отражаются все коррупциогенные факторы, выявленные в нормах действующего правового акта и положениях проекта правового акта, с указанием их структурных единиц». В случае выявления в действующем правовом акте коррупциогенных факторов постоянный комитет Думы готовит предложения по их устранению. Заключение комиссии по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проекта правового акта направляется в постоянный комитет Думы, ответственный за рассмотрение данного проекта правового акта. Заключение комиссии по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проекта правового акта прилагается к проекту правового акта, вносимому на рассмотрение Думы.
Антикоррупционная экспертиза должна стать неотъемлемым этапом правотворчества. Особое внимание должно быть уделено наиболее коррупциогенным частям современного российского законодательства, в частности антимонопольному, налоговому, законодательству о банкротстве о рекламе законодательству, регулирующему импортно-экспортные операции таможенному законодательству законодательству о валютном контроле и т.д.
Право по происхождению связано с языком, оно объективируется в языке и через язык познается. Однако в настоящее время возникает и новый, нетрадиционный, неожиданный как для юриспруденции, так и для лингвистики аспект их связи - речь идет о проблемных вопросах, находящихся в пограничной сфере права и языка, прежде всего - о лингвистической экспертизе текстов, вовлеченных в юридическую практику.
Юридическая природа нормативного правового акта требует точности и тщательности формулировки правовых предписаний, продуманности и логичности структуры документа, не допускает неоднозначности, расплывчатости, противоречивости его норм, исключает использование неясных или неоднозначно понимаемых терминов и определений. Как словесное выражение воли законодателя, сформулированное с учётом норм русского языка и правил юридической техники, нормативный правовой акт обладает своими стилистическими особенностями и конструкциями и подчиняется не только правилам юридической техники, но и законам языка.
Можно с уверенностью сказать, что во многом условия, порождающие коррупциогенность текста закона, создаёт злоупотребление законами языка, слабое владение юридическим языком, неумелое обращение с ним при конструировании нормативных предписаний. Поэтому наряду с производством правовой и антикоррупционной экспертизы законопроектов и действующих нормативных правовых актов, необходимо отметить и такой вид экспертизы, как лингвистическая экспертиза нормативных актов.
В процессе лингвистической экспертизы специалисты - редакторы оценивают, насколько языковое качество текстов законопроектов соответствует нормам современного русского литературного языка с учётом их функционально - стилистических особенностей. При работе над их языком и стилем редакторы исходят из общих требований, которые предъявляются к произведениям официально - делового функционального стиля речи, и из того, что язык законодательных актов обладает при этом своей традиционной спецификой, прежде всего юридико- технической.
Лингвистические погрешности способны привести к серьёзным негативным последствиям, поскольку то или иное положение в силу своей двусмысленности, неясности и недостаточной определённости может трактоваться неоднозначно, что, к примеру, позволяет чиновникам чрезвычайно широко варьировать своё усмотрение и повышает вероятность произвольного применения нормы права.
Из сказанного выше можно сказать, что лингвистическая экспертиза законопроекта заключается в оценке соответствия представленного текста нормам современного русского литературного языка с учетом особенностей языка нормативных правовых актов и даче рекомендаций по устранению грамматических, синтаксических, стилистических, логических, редакционно-технических ошибок и ошибок в использовании терминов.
Как уже отмечалось в Главе 1, на федеральном уровне основным субъектом, отвечающим за анализ внесённого законопроекта в Государственную Думу является Правовое управление Аппарата Государственной Думы, на которое возложена обязанность по проведению правовой и лингвистической экспертизы. В настоящее время проводится единое юридико- лингвистическое исследование законопроектов. Сейчас функционируют единые отделы правовой и лингвистической экспертизы законопроектов по государственному строительству и правам человека, по гражданскому законодательству и природопользованию, по социальному, финансовому и банковскому законодательству, по уголовному законодательству и судебно - правовым вопросам. Кроме того, отдельно существует отдел международного права и отдел законодательной техники и систематизации законодательства. Эта система, на мой взгляд, является более эффективной по сравнению с той, которая существовала до 2004 года. Раньше правовую и лингвистическую экспертизу осуществляли специализированные отделы - отдел правовой экспертизы законопроектов и отдел лингвистической экспертизы законопроектов, что не способствовало улучшению качественных характеристик исходящей законодательной продукции, поскольку в данном случае достичь экспертного единства было намного сложнее.
В ст.112 Регламента Государственной Думы РФ отмечено, что перед первым чтением « Ответственный комитет может поручить Правовому управлению Аппарата Государственной Думы провести лингвистическую экспертизу законопроекта», оно оформляется письмом на бланке ответственного комитета за подписью председателя ответственного комитета или его заместителя, исполняющего обязанности председателя ответственного комитета. Я считаю, что наряду с правовой экспертизой перед первым чтением следовало бы проводить и лингвистическую экспертизу, дабы в полном объёме оценить качество инициированного законопроекта. Но в настоящее время лингвистическая экспертиза законопроекта лишь может быть проведена, например, когда законопроект принимается сразу в трёх чтениях, либо, когда текст содержит явные грубые ошибки. Верно, пишет В.Ю. Туранин о том, что «приведение текста законопроекта в соответствие с нормами русского языка может и должно идти на всех этапах работы над документом». Лингвистическая экспертиза законопроектов обеспечивает высокое качество их текстуальной формы и нужна на всех этапах прохождения законопроекта, так как языковые погрешности и ошибки, неудачные формулировки затрудняют разработку и эффективное обсуждение проекта, его основных положений и концепции.
С моей точки зрения, это следует отразить и в Регламенте Государственной Думы РФ и в ст. 112 скорректировать последнее предложение части 2, изложив его в следующей редакции: «Ответственный комитет должен поручить Правовому управлению Аппарата Государственной Думы провести лингвистическую экспертизу законопроекта». В связи с этим нуждается в редактировании и дополнении одним пунктом и ч.3 ст.112 Регламента «Правовое управление Аппарата Государственной Думы на основании результатов правовой экспертизы законопроекта готовит заключение, в котором должны быть даны ответы на следующие вопросы:
а) соответствует или не соответствует законопроект Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, основным отраслевым законодательным актам?