Главная Образец характеристики Образец характеристики музыкального руководителя
28 мая 2015 года
Подтверждение инвалидности, переезд из БеларусиОтец - инвалид 3 группы (производственная травма), гражданин РБ. Вся новость
Все чаще в наш обиход зашло такое понятие как письмо с рекомендацией. Используйте шаблон, который поможет сберечь время изготовления удовлетворительного. Вся новость
Оформление пенсии при постоянном проживании в АрменииЯ гражданин России, постоянно проживающий. Вся новость
Образец характеристики музыкального руководителя
Материал по теме: наградной лист на музыкального руководителя доу
Утвержден приказом Министерства
образования Республики Татарстан
от 17. 05. 2004 года № 669
НАГРАДНОЙ ЛИСТ Почетная грамота
Министерства образования и науки Республики Татарстан наименование награды
Фамилия, имя, отчество (по паспорту) ________________________
на русском языке
______________________________
Дата рождения ___________
Национальность ____________
Пол женский
Образование (наименование учебного заведения, факультета, год окончания) среднее профессиональное, _____________ педагогическое училище, специальность музыкальное воспитание, 1987 год
Ученая степень, ученое звание, квалификационная категория (указать год присвоения) первая квалификационная категория, 2009 год
Место работы и занимаемая должность муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №4 поселка городского типа Уруссу Ютазинского муниципального района Республики Татарстан, музыкальный руководитель
(наименование учреждения, района, области) на русском языке
Татарстан Республикасы Ютазы муниципаль районы ш. р тибындагы Уруссу эшчел?р бист?сене? муниципаль м?кт?пк?ч? яшьт?ге белем бир? учреждениясе д?ртенче санлы балалар бакчасы
(наименование учреждения, района, области) на татарском языке
Стаж работы в системе образования 24 года
Стаж работы в данном коллективе 13 лет
Какие имеет государственные награды, дата награждения не имеет
Диплом лауреата республиканского конкурса Воспитатель года, 2010 год
Домашний адрес ____________________________________
Характеристика на представляемого к награждению:
____________ владеет твердыми знаниями в области музыкального воспитания детей, следит за специальной и методической литературой. Отличается активным поиском новых педагогических идей и решений.
Ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях, умело их применяет в своей педагогической деятельности. Работает увлеченно, с интересом. Стиль взаимодействия с детьми, коллегами и родителями - демократичный, принимающий.
В структуре межличностных отношений ___________ открыта к сотрудничеству. Она за педагогику сотрудничества с обоснованной требовательностью. Владеет приемами мотивации. Умеет организовать восприятие и осмысление учебного материала.
Анализирует и контролирует степень усвоения учебного материала. В своей работе использует критерии диагностики знаний, умений и навыков.
___________ в совершенстве владеет знаниями передовых технологий дошкольного образования, уделяет большое внимание вопросам охраны и укрепления физического и психического здоровья воспитанников, их полноценного развития, повышения двигательной активности. Работает по программам А.И.
Бурениной Ритмическая мозаика, А.И. Бурениной, Т. Сауко Топ-хлоп, малыши!, И.М.Каплуновой, И.А. Новоскольцевой Ладушки, а также применяет оздоровительно-развивающую программу по танцевально-игровой гимнастике Са-фи-дансе.
Обобщила опыт работы по теме Развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений и выпустила брошюру В копилку музыкального руководителя. Ее опыт работы востребован в муниципальной системе образования. _____________ принимает активное участие в районном методическом объединении музыкальных руководителей, на базе дошкольного учреждения ежегодно показывает открытые мероприятия: 2006 год - спортивный праздник для воспитанников старшей группы и их родителей ПДД все возрасты покорны 2007 год - логоритмическое занятие в подготовительной группе Сказка о глупом мышонке, Витаминное шоу в старшей группе, показ видеоматериалов из опыта работы по теме: Оздоровительно-развивающая работа в детском саду 2008 год - презентация опыта работы по теме: Использование инновационных программ по ритмическому воспитанию детей, праздник Будем веселиться! в средней группе 2009 год - мероприятие Происшествие в лесу в рамках месячника Внимание - дети! с приглашением специалистов отдела образования и ГИБДД 2011 год - совместно с коллективом педагогов подготовила и провела районное мероприятие Помоги собраться в школу.
____________ принимает активное участие в районных и республиканских конкурсах, является победителем районного этапа Всероссийского конкурса Воспитатель года и лауреатом республиканского этапа в 2010 году. Воспитанники ____________ занимают призовые места в районных конкурсах Мисс Дюймовочка, Фабрика звездочек, Юные таланты, она регулярно выступает в данных конкурсах в качестве ведущей.
Праздничное мероприятие из опыта работы __________С днем рождения, Казань!, посвященное 1000-летию города Казани, транслировалось на республиканском канале телевидения ТНВ. Благодаря ее активному участию в подготовке материалов на первый всероссийский конкурс Детские сады - детям, в номинации Лучший педагогический коллектив на республиканском этапе, МДОУ Детский сад №4 занял первое место.
___________ тесно сотрудничает с администрацией и педагогами детского сада, что позволяет качественно организовывать мероприятия различного уровня. Цель педагогической деятельности _____________- развитие творческой, созидающей личности ребенка.
Сведения об обсуждении в коллективе
_____________________ рекомендована собранием трудового коллектива МДОУ Детский сад №4 п.г.т. Уруссу Ютазинского муниципального района Республики Татарстан к награждению Почетной грамотой Министерства образования и науки Республики Татарстан, протокол № 15 от 23 июня 2011 года.
Заведующий МДОУ: ________ Л.М. Ш.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОТДЕЛА (УПРАВЛЕНИЯ) ОБРАЗОВАНИЯ
Ходатайствовать перед Министерством образования и науки Республики Татарстан о награждении Почетной грамотой Министерства образования и науки Республики Татарстан музыкального руководителя МДОУ Детский сад №4 поселка городского типа Уруссу Ютазинского муниципального района Республики Татарстан ___________________________
Ютазинского муниципального района РТ _________ Г.Г. С.
Андреянова Елена Николаевна, музыкальный руководитель
Год рождения: 1972, 28 февраля.
Образование: 1996 г. Московский Педагогический Государственный университет им. В. И. Ленина, специальность - музыкальное образование, квалификация - преподаватель музыки в общеобразовательных учреждениях, преподаватель музыкальных историко-теоретических дисциплин и сольфеджио в музыкальных учебных заведениях.
Педагогический стаж: 13 лет.
Стаж работы в данном ОУ: 13 лет.
Стаж работы в должности: 13 лет.
Звания, награды: нет.
Повышение квалификации: КПК МИОО по теме Музыкальное развитие дошкольников 2004 г.
Опыт работы:
С 1995 г. по настоящее время - в ГОУ № 2402 в должности музыкального руководителя.
1996-1997 г. - ГОУ № 2402 (ранее УВК № 1641) - лауреат конкурса Детский сад года.
1998 г. - УВК № 1641 успешно закончил экспериментальную работу по теме: Модель Российской Монтессори-школы в Москве. В ходе эксперимента разработана Программа обучения и воспитания в Российском Монтессори-детском саду и начальной школе, которая была представлена на выставке Школа - 98.
2000 г. - ГОУ Детский сад № 2402 стал победителем (Диплом второй степени) смотра конкурса образовательных учреждений движения Москва на пути к культуре мира в номинации Образовательное учреждение, проводимого Правительством Москвы, Комиссией Украины по делам ЮНЕСКО, Московским Комитетом Образования.
2003 г. - ГОУ Детский сад № 2402 - призер (Диплом третьей степени) 3 смотра конкурса образовательных учреждений движения Москва на пути к культуре мира в номинации Образовательное учреждение.
2006 г. - участие в проведении на базе ГОУ ЦРР № 2402 семинара по теме: Из опыта работы групп кратковременного пребывания, Музыка в группах кратковременного пребывания с детьми от 3 до 7 лет для специалистов ЮВАО.
2008 г. - участие в конкурсе Детский сад будущего (модуль Открытые возможности: поддержка детской инициативы). Описание раздела Музыкальное воспитание.
2008 г. - участие в конкурсе Детский сад года (сообщение).
Андреянова Елена Николаевна знает нормативно-правовую базу, определяющую и регулирующую деятельность музыкального руководителя дошкольных образовательных учреждений, в совершенстве владеет методикой музыкального воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Владеет современными методиками авторских, комплексных и парциальных программ и технологий.
Основными направлениями своей деятельности Андреянова Е. Н. считает:
- развитие музыкальных и творческих способностей детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности
- формирование начал музыкальной культуры, а также общей духовной культуры воспитанников
- обеспечение в учреждении условий, необходимых для реализации программы по музыкальному воспитанию
- единство взаимодействия с воспитателями и родителями в вопросах музыкального воспитания детей
- использование новейших педагогических технологий с целью более продуктивной работы
- дифференцированный подход к детям, учитывая их психологические особенности, способности и интересы
- охрана жизни и укрепление здоровья детей.
Свою работу музыкальный руководитель строит в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т.С. Комаровой, использует авторскую программу О. П. Радыновой Музыкальные шедевры, Элементарное музицирование с дошкольниками Т. Э. Тютюнниковой, Элементарное музицирование Л. В. Виноградова.
Три раза в год Елена Николаевна проводит диагностику по показателям реализации Программы воспитания и обучения в детском саду. Грамотная организация музыкального воспитания позволяет достигать значительных результатов в выполнении образовательных стандартов. Наблюдается положительная динамика в развитии всех направлений музыкального воспитания (в 2006/2007 г. уровень выполнения программы - 91, в 2007/2008 г. - 95), высокие показатели в элементарном музицировании (в 2005/2006 г. -94. в 2006/2007 г. -92. в 2007/2008 г. - 95).
Материально-техническая база отвечает современным требованиям обучения и развития ребенка-дошкольника. За время работы в ГОУ ЦРР Елене Николаевне удалось хорошо оформить и оборудовать музыкальный зал всем необходимым.
Методическое обеспечение представлено необходимой музыкальной и теоретической литературой, в достаточном количестве имеется учебно-наглядный материал, технические средства обучения. Собрана аудио- и видеотека, разработки сценариев музыкальных праздников и досугов, театральных постановок, составленных музыкальным руководителем. Особой гордостью является оснащение дошкольного образовательного учреждения комплектом музыкальных инструментов, разработанных австрийским композитором, педагогом Карлом ОУкраиныом (штабшпили, шумовые инструменты).
У Андреяновой Е. Н. большой опыт работы с детьми в разновозрастной группе. Содержание работы представлено как ряд целей и практических задач, распределенных на две ступени согласно двум возрастным группам (старшей и младшей).
Каждый месяц музыкальный руководитель проводит с детьми музыкальные праздники и развлечения. Их тематика многообразна и интересна: осенние и новогодние праздники, праздники, посвященные Дню 8 Марта и выпуску детей в школу, досуги: Как хорошо в садике живется, Здравствуй, детский сад, Знайка и Незнайка в гостях у детей.
К составлению сценариев музыкальный руководитель подходит вдумчиво и с фантазией, праздники всегда зрелищны и интересны и любимы детьми и взрослыми. Проводятся тематические музыкальные занятия: К 100-летию Д. Шостаковича, Творчество А. Барто в музыке, Этих дней не смолкнет слава.
Дню Победы посвящается. Театрализованная деятельность представлена постановками детских опер Колобок и Волк и семеро козлят.
Инновационной деятельностью Елены Николаевны является постоянный поиск нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Рецепт сотрудничества с детьми музыкальный руководитель нашла в элементарном музицировании, объединяя через музыку, речь и движение все формы и виды деятельности на музыкальном занятии. Каждый ребенок имеет возможность музицировать не только на оУкраиныовских штабшпилях и шумовых инструментах, но и на собственной блокфлейте, развивая таким образом природную музыкальность и участвуя в импровизационно-творческой деятельности, а также, осваивая элементарную музыку, простые словесные тексты и формы движения.
Использование на музыкальных занятиях элементарных инструментов человеческого тела (голос плюс игра звуками своего тела - щелчки, притопы, хлопки, шлепки) и блокфлейты позволяет решать задачи укрепления здоровья детей. Например, игры звуками своего тела - это своеобразный самомассаж, а игра на блокфлейте способствует не только развитию мелодического слуха, но и развитию артикуляционного, дыхательного аппарата, мелкой моторики рук.
Андреянова Е.Н. - инициативный педагог, постоянно повышающий квалификацию: в апреле-мае 2003 г. и 2007 г. - семинар по авторской программе О.П. Радыновой Музыкальные шедевры, в марте 2007 г. - семинар № 1 Учусь творить.
Элементарное музицирование: музыка, речь, движение по программе Т. Э. Тютюнниковой Элементарное музицирование с дошкольниками. Елена Николаевна - постоянный посетитель открытых показов опыта музыкальных руководителей ЮВАО, совещаний по общим вопросам, показов из опыта музыкальных руководителей г. Москвы в рамках городского семинара Истоки творчества, проводимого в Доме учителя. Андреянова Е.Н. входит в актив музыкальных руководителей ЮВАО, являясь консультантом-наставником музыкальных руководителей дошкольных учреждений микрорайона Выхино, а также экспертом окружной комиссии по аттестации педагогических кадров.
Музыкальный руководитель охотно делится с коллегами опытом работы в группах кратковременного пребывания с детьми от 3 до 7 лет. Так, в 2006 г. Елена Николаевна участвовала в проведении на базе ГОУ ЦРР д/с № 2402 семинара по теме: Из опыта работы групп кратковременного пребывания, подготовила выступление по теме: Музыка в группах кратковременного пребывания с детьми от 3 до 7 лет для специалистов ЮВАО.
Сценарии музыкальных праздников, составленных и разработанных Андреяновой Е.Н. (Кругосветное путешествие с Дедом Морозом, Рождественский спектакль, Проводы зимы - встреча весны, Весна-красна на весь свет, Цирк. Клоун Бим, клоун Бом и весна кругом.) были представлены в проекте Помоги мне это сделать самому на смотр- конкурс образовательных учреждений движения Москва на пути к культуре мира в номинации Образовательное учреждение (Диплом 3 степени) в 2003-2004 г. Елена Николаевна участвовала в описании опыта работы на конкурс Детский сад будущего (модуль Открытые возможности: поддержка детской инициативы) в апреле 2008 г. (ЦРР Д/с № 2402 - лаурет конкурса), подготовила и выступила с сообщением на тему Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в рамках конкурса Детский сад года в ноябре 2008 г.
Музыкальный руководитель принимает активное участие в методической работе ГОУ, консультируя педагогов на темы музыкального воспитания, делая доклады на педсоветах (Элементарное музицирование с дошкольниками, Создание среды по музыкальному воспитанию, Народная музыка в жизни ребенка, Организация музыкального воспитания в ГОУ ЦРР №2402). Материалы по музыкальному воспитанию регулярно обновляются и пополняются в группах.
К этим материалам обращаются и родители воспитанников ГОУ, кроме того, Елена Николаевна выступает на родительских собраниях (Как слушать музыку с детьми, Музыкальное развитие дошкольников в ГОУ ЦРР № 2402, Музыкально-педагогическая концепция К. ОУкраиныа) и проводит индивидуальные консультации по вопросам музыкального воспитания детей в детском саду и дома. В дни открытых дверей, организованных для родителей будущих воспитанников детского сада, Елена Николаевна представляет работу образовательного учреждения по музыкальному обучению и развитию. работа с социумом.
По рекомендации музыкального руководителя выпускники ГОУ продолжают музыкальное образование в ДШИ им. М. А. Балакирева, музыкальной школе при РАМ им. Гнесиных.
Большую поддержку оказывают Елене Николаевне воспитатель по физкультуре, преподаватель ИЗО, психологи и воспитатели групп. Музыкальный руководитель с удовольствием участвует в общесадовских спортивных мероприятиях: Днях здоровья, летних олимпийских играх, игре Форт Боярд, спортивных досугах. Совместно с воспитателем по физкультуре осуществляет подготовку и проведение первоапрельских цирковых представлений, Дня защитника Отечества, летних праздников.
За годы работы в ГОУ Андреянова Е.Н. проявила себя как ответственный, добросовестный работник, педагог-профессионал с огромным творческим потенциалом, большим опытом. Особенно ценны такие ее качества, как инициативность, открытость для восприятия нового, духовность, любознательность, желание повышать свой культурный уровень.
Администрация ГОУ ЦРР характеризует Андреянову Елену Николаевну как педагога, способного к творческой, методической и исследовательской деятельности, использующего в своей работе новаторские идеи и инновационные технологии. Елена Николаевна - педагог с активной гражданской позицией и является непременным участником культурно-массовой работы учреждения.
В отношениях с коллегами внимательна, отзывчива, всегда готова оказать помощь и поддержку, пользуется заслуженным авторитетом в коллективе. Коллеги, родители и воспитанники уважают Елену Николаевну за компетентность, музыкальность, такт, эрудированность и личное обаяние.
Источники:
http://nsportal.ru, http://sad-montessori.ru
Другие образцы характеристик
Характеристика
Характеристика - это документ, в котором дается оценка деловых и моральных качеств работника (ученика/студента).
Как правило, характеристика дается с последнего места работы, учебы или прохождения практики студентом. Готовит характеристику руководитель структурного подразделения (классный руководитель/декан). Подписывается руководителем учреждения или руководителем учреждения и руководителем структурного подразделения и заверяется гербовой или круглой (что приравнивается к гербовой) печатью.
Характеристика подается при поступлении в учебные заведения, выдвижении на выборные должности, переизбрании, аттестации, оформлении на работу и т.д. В зависимости от назначения может быть производственной, аттестационной, рекомендательной, нейтральной.
Характеристика состоит из таких реквизитов:
Название документа.
Фамилия, имя, отчество лица (полностью), на которую составляется характеристика, в родительном падеже.
Должность, ученая степень, ученое звание (если есть), место работы, учебы.
Год рождения (при необходимости - национальность, домашний адрес, образование).
Текст.
Дата заключения характеристики.
Подпись руководителя организации (вторым может быть подпись руководителя структурного подразделения, других должностных лиц).
Печать учреждения.
Текст характеристики содержит, как правило, следующие данные:
Короткие анкетные данные о лице, на которую составляется характеристика
Сведения о трудовой (учебной) деятельности человека (где, с какого времени работает, на каких должностях работает или данные об обучении)
Оценка деловых и моральных качеств
Выводы
На нашем сайте Вы можете скачать примеры характеристики на сотрудника с места работы, а также студента с места учебы и места прохождения практики.
Характеристика работы воспитателя дошкольного учреждения
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные работы
Особенность современного этапа развития системы дошкольного образования. Овладение основами инновационной, коммуникативной, рефлексивной, управленческой деятельности. Анализ функциональных компонентов профессионально-педагогической культуры воспитателя.
доклад [16,2 K], добавлена 08.10.2009
Ознакомление с работой воспитателя, помощника воспитателя в первую и во вторую половину дня. Задачи помощника воспитателя. Роль и место самостоятельной деятельности в развитии ребенка. Самостоятельная организация деятельности детей в старшей группе.
отчет по практике [23,1 K], добавлена 15.10.2013
Содержание нравственной позиции воспитателя. Особенности процесса самообразования воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Психолого-педагогические условия развития нравственной позиции. Оценка профессионально-нравственной рефлексии.
дипломная работа [108,5 K], добавлена 22.03.2013
Профессиональные и личностные качества воспитателя, психологические основы его работы. Тип взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста. Анализ психологических аспектов деятельности воспитателей на основе экспериментального материала.
дипломная работа [100,3 K], добавлена 05.04.2012
Профессиональное становление современного педагога-воспитателя. Особенности педагогической профессии. Характеристика типичных ролевых позиций. Сущность профессиональной позиции. Самоанализ и диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя.
курсовая работа [45,8 K], добавлена 11.09.2008
Роль воспитателя в жизни ребенка и общества. Преимущество посещения малышом детского сада в противовес домашнему воспитанию. Ведущие нормативные документы о правах и обязанностях воспитателя дошкольного учреждения, требования к его личности и функции.
контрольная работа [36,7 K], добавлена 09.01.2010
Теории профессионально-важных качеств воспитателя дошкольного общеобразовательного учреждения, их исследование и рекомендации по развитию в трудах отечественных ученых. Индивидуально-психологические факторы успешности педагогической деятельности.
курсовая работа [66,1 K], добавлена 04.03.2011
Характеристика структурно-функциональной модели взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей. Исследование роли дошкольного учреждения в повышении педагогической культуры семьи. Изучение психолого-педагогических основ сотрудничества педагога и родителей.
курсовая работа [55,2 K], добавлена 22.06.2012
Профессиональная позиция педагога-воспитателя с точки зрения отношения к своей профессии. Характеристика типичных ролевых позиций педагога. Зависимость становления педагогической позиции воспитателя от уровня развития педагогических способностей.
реферат [26,5 K], добавлена 28.11.2010
Структура профессиональной компетентности воспитателя. Умения "переводить" содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи. Уровень системно-моделирующего творчества. Влияние личности воспитателя на его воспитанников.
реферат [27,8 K], добавлена 15.04.2012
1.1 Из истории становления и развития профессии воспитателя
1.2 Функциональные компоненты профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ
1.3 Профессионально важные качество воспитателя и проблема профессионального роста
1.4 Индивидуальный стиль деятельности воспитателя
Глава 2 Эмпирическое изучение особенностей деятельности воспитателя детского сада
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Существует наука о воспитании - педагогика. Но воспитывать человека - это скорее искусство. И научить этому искусству не помогут никакие учебники, даже самые лучшие.
«Воспитатель сам должен быть воспитан» - это известное положение - непреложная заповедь для каждого, кто причастен к делу воспитания. Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанниками, в самом себе заключает всю возможность успехов воспитания.
В психолого-педагогической литературе существует достаточно четкое представление о влиянии общения взрослого и ребенка на формирование личности дошкольника (М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.А. Рояк, А.Г. Рузская и др.). Весьма подробно проанализирована роль воспитателя в интеллектуальном развитии ребенка, в воспитании у них тех или иных качеств, умений и навыков. Однако в психологической литературе не уделено еще должного внимания изучению профессиональных качеств личности самого воспитателя детского сада. Весьма обширная литература по педагогической деятельности посвящена в основном исследованию психологии учителя.
В работах Ф.Н. Гоноболина, 1975 С.В. Кондратьевой, 1984 В.А. Крутецкого, 1978, 1980 Н.В. Кузьминой, 1975, 1985, А.К. Марковой, 1987, 1990 Л.М. Митиной, 1990, 1995 В.А. Сластенина, 1976 И.М. Юсупова, 1989 и др. анализируются педагогические способности и профессионально значимые качества личности учителя любовь к детям, дидактические особенности, коммуникативные умения и навыки, интеллект, критичность мышления и т.д.
ГЛАВА 1 ИСКУССТВО БЫТЬ ВОСПИТАТЕЛЕМ
1.1 Из истории становления и развития профессии воспитателя
Профессия воспитателя появилась относительно недавно в начале прошлого века. Связано это с тем, что женщины начали работать. Особенно много детских дошкольных учреждений появилось с восстановлением советской власти, но и на Западе сеть дошкольных учреждений начала развиваться примерно в этот же период.
В дореволюционный период существовали приюты для сирот, где были воспитатели. В состоятельных семьях принято было для воспитания детей нанимать гувернеров. Эта профессия была очень популярна в нашей стране в XIX - начале XX в. Тогда гувернёрами становились юноши и девушки из обедневших аристократических семей, получившие хорошее воспитание и образование в различных институтах или университетах. После нескольких десятилетий перерыва эта профессия снова стала востребованной.
Гувернёров приглашают к детям старше трёх лет. Домашнее воспитание - нелёгкий труд. Задача гувернёра не просто организовать досуг ребёнка, он должен всесторонне развивать и обучать своего подопечного. Именно поэтому гувернёр обязан иметь педагогическое образование и опыт преподавания какого-либо предмета (репетиторство), а также желание и готовность работать с детьми. Домашнему воспитателю необходимо и наличие медицинской книжки.
Домашними воспитателями чаще становятся женщины. Сейчас появилась новая профессия для настоящих мужчин - гувернёр-телохранитель. Претендующий на эту работу помимо высшего образования и знания иностранного языка должен быть в хорошей физической форме и не иметь вредных привычек. Приветствуется также знание техники рукопашного боя и умение вождения автотранспорта.
В 90-х годах детские сады закрывались, воспитателям приходилось менять работу, а здания детских садов переоборудовались и открылись различные фирмы, клиники и др. Сегодня профессия воспитателя вновь востребована как в государственных дошкольных учреждениях, так и в частных, есть потребность в профессиональных и порядочных нянях и гувернерах. Эта тенденция продолжается и в современном обществе.
1.2 Функциональные компоненты профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ
В качестве функциональных компонентов (далее функция) профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ исследователи обычно выделяют: образовательную, воспитательную, развивающую, нормативную, коммуникативную, информационную, координирующую, рефлексивную и диагностическую.
Образовательная функция направлена на сознательное овладение воспитателями ДОУ дидактической теорией, системой профессиональных знаний, умений, навыков, социальным опытом в интересах личности и общества. Данная функция направлена также на удовлетворение информационных знаний, т.к. в настоящее время дошкольные учреждения именуются образовательными. Теоретические и практические аспекты реализации образовательной функции профессионально-педагогической культуры обеспечивают овладение содержательными и организационно-методическими основами по воспитанию и обучению дошкольников в ДОУ.
Воспитательная функция профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ отражает область воспитательной деятельности. Педагог на основе психолого-педагогических и специальных знаний воспитывает в себе убеждения, мотивы, ценности, нормы поведения в отношении окружающих людей и природного окружения. Данная функция связана с развитием духовности личности, направлена не только на педагога, но и на ребенка.
Развивающая функция профессионально-педагогической культуры заключается в том, что совершенствование и активизация дидактических знаний и умений воспитателей происходит одновременно с развитием профессионального мышления, памяти и речи, педагогических способностей, которые позволяют использовать и применять более эффективный и творческий подход в создании условий для гармоничного развития детей, организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Нормативная функция профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ осуществляет регулирование в системе деятельности педагога. Знание норм педагогической деятельности воспитателю придает уверенность в правильности своих действий. Педагогические нормы, выполняя функцию ценностей, помогают воспитателю ДОУ выбрать наиболее оптимальные способы деятельности, утвердить идеалы и профессиональные приоритеты. Нормы педагогической деятельности направлены на разрешение противоречий, возникающих в процессе взаимодействия воспитателя с детьми, коллегами, с родителями и администрацией, на обеспечение их сотрудничества и достижения совместных действия по воспитанию детей дошкольного возраста.
Коммуникативная функция выделена, исходя из следующей идеи: развитие ребенка в дошкольном возрасте складывается, главным образом, в ходе общения с взрослыми. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребенок в детском саду, является воспитатель. Он должен владеть приемами коммуникабельности с детьми разного возраста и различными психолого-педагогическими особенностями развития.
Исследователи считают, что ведущими признаками педагогической коммуникабельности воспитателя дошкольного учреждения являются: потребность в общении с детьми положительная эмоциональная тональность общения доминирующее переживание чувства удовлетворения от общения и организованного воспитательно-образовательного процесса понимание детей, способность устанавливать индивидуальные и групповые контакты умение конструктивно разрешать межличностные противоречия гуманизм и демократизм общения эстетика общения.
Осуществление коммуникативной функции профессионально-педагогической культуры требует перехода от авторитарной позиции воспитателя и субординированной позиции ребенка к личностному, равноправному сотрудничеству и сотворчеству.
Информационная функция профессионально-педагогической культуры связана со всеми ее функциональными компонентами. Педагог должен владеть системой современного психолого-педагогического знания, историей его развития, методологией научного познания и др. Воспитатель ДОУ должен быть сориентирован в многообразном потоке психолого-педагогической и методической информации, уметь пользоваться различными носителями информации, владеть средствами информационных технологий уметь работать с информацией с помощью этих средств для удовлетворения личных и общественных потребностей.
Координирующая функция профессионально-педагогической культуры заключается в вариативности содержания учебного процесса, подборе технологий. В сельских дошкольных учреждениях работают воспитатели, окончившие педагогические училища или педагогические классы, так же встречаются педагоги, не имеющие специального педагогического образования, а значит, не владеющие в совершенстве методиками дошкольного образования. В городских дошкольных учреждениях работают воспитатели, имеющие специальное педагогическое образование, но в связи с социально-экономическими переменами в стране, в последнее время на должность воспитателя принимают педагогов, не имеющие специального дошкольного образования, а владеющие знаниями в одной области науки. Следовательно, данная функция профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ является основой совершенствования его дальнейшей профессиональной деятельности.
С реализацией координирующей функции профессионально-педагогической культуры связана ее образовательная функция.
Рефлексивная функция. Согласно гуманитарно-культурологической ориентации в толковании рефлексии, она трактуется как «переосмысление и перестройка субъектом содержания своего опыта, которые отражают проблемно-конфликтные ситуации и порождают действенное отношение его как целостного «Я» к собственному поведению и общению, к осуществляемой деятельности.
Рефлексия связана не только с пониманием воспитателем собственной педагогической деятельности, но также с оцениванием личностных качеств, эмоциональных реакций и когнитивных способностей «рефлектирующего» другими воспитателями, руководителем, педагогами. Эффективность реализации рассматриваемой функции тесно связана с наличием у воспитателя таких качеств, как критическое мышление, стремление к анализу и доказательности, обоснованности своей позиции, готовности к адекватному восприятию информации.
Педагогическая рефлексия - это самоанализ осуществленной деятельности, оценка полученных результатов. Воспитатель должен уметь размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитательно-образовательном процессе, чтобы внести изменения в последующую деятельность, добиться лучших результатов.
Диагностическая функция. Воспитатель дошкольного учреждения, осуществляя воспитательно-образовательный процесс, должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, а именно: выстраивать диагностические цели, прогнозировать результаты диагностической деятельности, подбирать (разрабатывать) диагностический инструментарий совместно с другими педагогическими работниками (психологами, музыкальным работником, логопедом) осуществлять грамотное психолого-педагогическое диагностирование, осуществлять анализ и интерпретацию диагностических данных, проектировать и реализовывать воспитательно-образовательный процесс на основе системной диагностики.
Культура вносит красоту в отношения между людьми, способствует их взаимопониманию, укреплению общечеловеческих и производственных отношений. К этому должен стремиться воспитатель дошкольного образовательного учреждения, к этому обязывает его педагогическая этика, предусматривающая совокупность правил общения и поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием подрастающего поколения.
1.3 Профессионально важные качество воспитателя и проблема профессионального роста
В исследованиях по психологии деятельности воспитателя традиционно выделяют ряд качеств, рассматриваемых как профессионально важные: педагогический такт, педагогическая наблюдательность, любовь к ребенку, индивидуальный подход и т.д. Признавая необходимость этих качеств, многие исследователи главным в работе воспитателя считают его педагогическую позицию (своего рода установку на ребенка).
В настоящее время в противовес установке на ребенка как на средство педагогического процесса, характерной для директивной педагогики, выступает педагогика сотрудничества, использующая личностно-ориентированную модель воспитания, для которой характерна установка на ребенка как на цель педагогического процесса.
Исследователи сходятся во мнении, что с целью совершенствования профессиональной подготовки следует более активно использовать возможности профессионального самовоспитания.
Профессионально-педагогическое самовоспитание определяется как целенаправленный процесс порождения способов самосозидания процессов теоретической и практической подготовки, формой осознания ценностных установок, собственных педагогических целей.
Воспитатель ДОУ постоянно должен быть в курсе современных достижений педагогической науки в области дидактики и дошкольного образования. Для успешной реализации образовательной программы воспитания и обучения в дошкольном учреждении (комплексной или парциальной) внедряются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. Воспитатель должен четко знать эти технологии, их цели, задачи, содержание, условия внедрения в образовательный процесс, эффективность предполагаемого результата.
На вопрос о том, каким же должен быть воспитатель детского сада доктор педагогических наук, профессор Т.Комарова отвечает следующим образом: «Я бы выделила два аспекта в этом вопросе. Во-первых, обладать личностными качествами, чтобы успешно работать с детьми во-вторых, профессиональным мастерством, чтобы сформировать всесторонне развитую личность, творческую, активную, обладающую высокими нравственными качествами».
Важным качеством, которым необходимо обладать воспитателя детского сада, является способность к творчеству. Творческой личности воспитателя присущи особая педагогическая увлеченность, ясное понимание «сверхзадачи» педагогического труда - воспитания человека, нацеленности на оптимальные результаты его свободного и счастливого развития, глубокое уважение личности каждого ребенка, вера в его возможности. Педагогическая увлеченность - одна из важнейших предпосылок педагогического творчества. Велико значение глубокой и разносторонней эрудированности воспитателя, его общей культуры, начитанности, широты интересов. Вот почему развитие творческих качеств личности воспитателя невозможно только в узких предметно-методических рамках, оно требует широкого общекультурного багажа, непрерывно пополняемого и углубляющегося.
Одним из необходимых и естественных условий воспитания называют любовь к детям. Разумная любовь, предполагающая не сюсюканье, не заласкивание и удовлетворение капризов, а подлинную работу, доброжелательное общение, внимательное отношение к здоровым запросам, тактичную настойчивость в выработке полезных навыков и привычек.
Функции профессионального самосовершенствования - самообразования и самовоспитания отводится в настоящее время особо важная роль. Высоко оценивается ее значимость педагогами и психологами, учеными и практиками. Как писал известный врач и педагог Януш Корчак, тому, «кто присматривает за вверенными ему детьми, не в силах подойти к себе критически, угрожает большая опасность».
1.4 Индивидуальный стиль деятельности воспитателя
Индивидуальное своеобразие воспитателя, его неповторимость определяют стилевые особенности деятельности, которые связываются с конкретными способами ее осуществления. Каждый воспитатель склонен максимально использовать свои индивидуальные особенности, обеспечивающие успех в деятельности, и преодолевать те качества, которые этому успеху препятствуют.
Способ самопроявления субъекта деятельности обозначается понятием «стиль». В самом широком смысле стиль - это устойчивая тенденция в способах реализации деятельности, то есть индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с внешними условиями деятельности. Е.А.Климов выделяет следующие признаки индивидуального стиля:
а) устойчивая система приемов и способов деятельности
б) эта система обусловлена определенными личными качествами
в) эта система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям.
Стиль деятельности объединяет такие взаимосвязанные компоненты, как характер выдвигаемых учителем целей, используемых им методов и средств, способы анализа результатов работы. По стилю можно судить о степени профессиональной зрелости воспитателя.
Расширенное понимание стиля делает сложным решение вопроса о типологии стилей. Выделяется несколько критериев классификации педагогических стилей. По характеру выдвигаемых целей и задач можно судить о целенаправленности стиля деятельности воспитателя и выделить стили проективный и ситуативный. Представители проективного стиля имеют четкое представление о целях деятельности, предвидят трудности и стремятся их предотвратить. Решения таких воспитателей четко направлены на устранение причин негативных явлений. Воспитатели ситуативного стиля не умеют предвидеть трудности, не озадачиваются планированием своей повседневной деятельности, конкретные ситуации воспринимаются как отдельные, не связанные с другими.
По степени включенности в деятельность можно выделить активный и пассивный стили. Поскольку деятельность воспитателя направлена на управление деятельностью детей, то стили деятельности рассматриваются в соответствии с выделенными в социальной психологии стилями руководства (авторитарный, демократический, попустительский). Каждый из названных стилей уточняет и конкретизирует, с одной стороны, содержательную сторону взаимодействия воспитателя с детьми, а с другой стороны, формальную сторону - технику (приемы и способы) осуществления этого взаимодействия.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА
Наблюдение за деятельностью воспитателя было проведено нами на базе детского дошкольного учреждения №4, г. Славгорода, Могилевской области.
В процессе работы было проанализирована и оценена деятельность воспитателя 1-ой младшей группы Грищенко Светланы Николаевны. Были проанализированы такие аспекты деятельности воспитателя как проведение занятия с детьми, взаимодействия и общение с воспитанниками на прогулках, в процессе бесед, поведение в нестандартных и конфликтных ситуациях.
Таким образом, о деятельности воспитателя можно сказать следующее.
Педагогическое мастерство Грищенко С.Н. находится на достаточно высоком уровне. Речь воспитателя с дошкольниками качественна, грамотно построена, является доступной для детей данного возраста, что говорит о том, что воспитатель владеет знаниями детской психологии.
Основной установкой является признание самоценности и уникальности каждого ребенка. Формирование данной позиции осуществляется в процессе диалогического общения взрослого с ребенком при определенных условиях, выработанных этим воспитателем.
Внешний вид соответствует возрасту детей - воспитатель использует в одежде яркие детали, что естественным образом повышает интерес детей.
Наблюдаемое занятие показало, что материал, подобранный воспитателем, построен на взаимосвязях с окружающей действительностью. Объем предложенной информации не превышал нормы. Для наибольшей эффективности занятие было выстроено следующим образом: информативная беседа, развивающая игра, обобщающий материал (систематизация). Данная структура построения занятия соответствует возрасту. Дифференцировались в ходе занятия психофизиологические особенности, связанные с функционированием нервной системы. Были учтены различения в темпе жизнедеятельности, стеничности, как показателе работоспособности, и пластичности нервных и психических процессов.
Развитию дошкольников в личностном и познавательном плане способствовали следующие методы и приемы, которые были использованы воспитателем на занятии:
- признание права ребенка на собственную точку зрения (собственное «я»)
- сотрудничество и партнерство во взрослой и детской деятельностях.
- позитивное принятие личности ребенка с опорой на положительные ожидания (авансирование).
Оценивая роль воспитателя в организации самостоятельной деятельности детей, можно отметить, что он положительно влияет на отношения детей в процессе их деятельности, не подавляет инициативу и самостоятельность воспитанников, правильно и эффективно умеет распределять свое внимание между занимающимися и играющими детьми.
Воспитатель владеет и успешно применяет на практике знания об эффективных способах разрешения конфликтных ситуаций в детском коллективе. Этот факт способствует улучшению эмоционально-психологической обстановки в группе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Труд воспитателя важен, непрост и многогранен. Именно он, воспитатель, является первым педагогом, которому доверена благородная миссия - воспитание и обучение ребенка. именно он ответственнен за развитие человека в период, когда особенно интенсивно формируется психика, зарождаются зачатки творчества, самосознания, активно развивается речь, чувства, интеллект
Как бы ни были светлы и заманчивы идеи, заложенные в гуманистических программах, все зависит от того, сможет ли осуществить, реализовать их воспитатель. Будут ли успешны первые шаги ребенка в освоении общечеловеческих и национальных ценностей - все это во многом определяется тем, кто был помощником ребенка в этом деле.
Воспитание, как уже было отмечено выше, - не только наука, но и искусство, овладеть которым за короткий срок невозможно. Справедливо считается, что учителем можно назвать только того, кто сам постоянно учится. То же самое относится и к воспитателю: настоящим воспитателем является тот, кто постоянно учится науке и искусству воспитания, постоянно занимается самовоспитанием. При этом нельзя забывать, что объект воспитания - ребенок - непрерывно растет, развивается, год от года меняются условия воспитания, и все это влечет за собой совершенно неизбежную эволюцию воспитания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кутузова И. Повышение квалификации педагогического пространства // Дошкольное воспитание, - 2005, - №9, - С.10-18.
2. Панько Е.А. Воспитатель детского сада. Психология: Пособие для педагогов дошкольного учреждения, - Мн. Народная асвета, - 1998, - 156 с.
3. Практическая психология: Учебно-методическое пособие / Под ред. С.В. Кондратьевой, - Мн, - «Адукацыя і выхаванне», - 1997, - 212 с.
4. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. - М. Психология и педагогика, 1987, - 152 с.
5. Справочник Воспитателя детского сада. 120 ответов на самые волнующие вопросы // Составители: В.Д.Соколова, К.П.Красникова. - М. ООО «Фирма «Издательство АСТ», - 1999, - 176 с.
6. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология - М. АКАДЕМИЯ, 2001, - 248 с.
7. Янковская Л. На пути к мастерству: повышение профессионального мастерства педагогов, развитие их творческого потенциала посредством использования методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ - технологии // Пралеска, - 2008, - №3, - С.17-29.
Представление-характеристика
Воспитатель детского сада Баранникова Н. С. осуществляет педагогическую деятельность в МБДОУ детском саду №71 г. Таганрога Ростовской области с 2008 года. В 2008 году окончила Таганрогский государственный педагогический институт, факультет физики и математики. Имеет вторую квалификационную категорию по должности «воспитатель».
За время работы Наталья Сергеевна показала себя знающим, творчески работающим воспитателем, хорошо владеющим методикой воспитания детей младшего дошкольного возраста. Осуществляя учебно-воспитательный процесс, педагог опирается на современные требования в области образования, направленные на охрану и укрепление здоровья детей, развитие и поддержку детской познавательной и творческой инициативы.
Баранникова Н.С. обучает младших дошкольников по образовательной системе «Школа 2100», создавая условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Образовательный процесс педагогом строится на синхронизации процесса обучения и воспитания, он базируется на основных линиях развития дошкольника : 1) формирование произвольного поведения, 2) овладение средствами и эталонами познавательной деятельности, 3) переход от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого человека), 4) мотивационная готовность. В своей педагогической практике творчески применяется комплекс технологий: технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология оценивания учебных успехов, технология развивающего обучения и технологии информационного обучения. Особое внимание в своей педагогической деятельности воспитатель уделяет социально-личностному развитию дошкольников, опираясь на программу М.В. Корепановой «Познай себя», используются игры и тренинги, ситуации опосредованного познания себя. Занятия Натальи Сергеевны отличаются целенаправленностью, разнообразием методов и приемов, они интересны и познавательны. Педагог применяет разработанный дидактический, наглядный и раздаточный материал, компьютерные презентации, демонстрационный материал.
Жизнедеятельность детей в детском саду Наталья Сергеевна организует в соответствии с принципами гармоничного воспитания: учет психологического возраста детей, открывающейся перспективе, равноценности основных сфер и свободному выбору. Каждый ребенок имеет возможность для освоения основных сфер жизнедеятельности («природа», «рукотворный мир», «общество», «я сам»), он располагает правом самоопределения, свободного выбора (что, как и с кем он будет делать). Завершение того или иного акта деятельности должно открывать новые горизонты деятельности нести в себе стимул для постановки новой цели и задачи.
Работая над созданием программы «Адаптационный период в детском саду детей 3-4 лет», совместно с педагогом-психологом, Наталья Сергеевна проводит изучение свободной деятельности дошкольников, разрабатывает памятки для родителей, сценарии родительских собраний, подбирает и применяет игровой, театрализованный материал.
Наталья Сергеевна – творческий педагог. Углубленная работа по развитию речи способствовала созданию системы работы над художественным произведением: использование активных методов обучения позволяет анализировать и пересказывать текст, «оживлять» и «вводить» персонажей, обыгрывать ситуацию и фантазировать в рамках художественного текста. Данная система позволяет интегрировать разные виды художественно-эстетической деятельности (слово, рисунок, жест, песня, мимика, игровая ситуация, игра-драматизация). В соавторстве с коллегами разрабатывает и успешно апробирует проект «Заморские страны» для детей старшего дошкольного возраста, построенный на изучении особенностей стран мира через дидактические игры, наглядный материал, подвижную деятельность, знакомство с национальными традициями и литературным наследием.
Такая организация образовательного процесса способствует созданию оптимальных условий для формирования чувства комфорта у детей, для развития творческого мышления, для реализации индивидуального потенциала каждого воспитанника, для стимулирования познавательной активности дошкольников.