Характеристика на работника. Образец характеристики на сотрудника
Содержание
Характеристика на работника - это документ, который содержит в себе оценку деловых качеств сотрудника и описание его трудовой деятельности. В некоторых случаях ее еще называют производственной характеристикой.
Характеристика на работника может потребоваться в посольство для оформления визы, при трудоустройстве сотрудника в другую организацию и др. а также в лечебно-профилактическое учреждение, при прохождении ним медико-социальной экспертизы, врачебно-трудовой экспертной комиссии.
Как написать характеристику на сотрудника
По структуре написания характеристика на работника напоминает характеристику с места работы и характеристику студента с места практики.
Отдельного внимания заслуживает характеристика на сотрудника для предъявления в лечебно-профилактическое учреждение и бюро медико-социальной экспертизы. Она оформляется на специальном бланке, который содержит следующие сведения:
ФИО сотрудника
наименование организации и отдела, где работает сотрудник, адрес местонахождения
должность, квалификация и стаж работы по данной должности
специальность, квалификация по основной профессии
функциональные обязанности
гигиеническая характеристика условий работы
выполнение индивидуального плана
перерывы в работе по болезни
пользование облегченными условиями труда (если есть таковые)
сведения о переводе на другую работу за последний год вследствие заболевания
возможность рационального трудоустройства в организации
другие сведения.
Внизу проставляется дата выдачи характеристики на работника . подпись руководителя предприятия либо начальника отдела кадров и печать организации.
Как написать характеристику на работника (образец)
11 августа 2014, просмотров: 6688, Раздел: Документы
Характеристика довольно часто может потребоваться в разные учреждения, будь то вузы, школы, суды, также характеристику может запросить потенциальный работодатель, поэтому здесь возникает вопрос: как написать характеристику на работника (образец)? Как правило, составлением характеристики занимается руководитель предприятия, в штате которого трудится сотрудник, но иногда руководство может ссылаться на отсутствие времени, и перекладывает эту обязанность на своих сотрудников, где каждому необходимо правильно написать характеристику на работника (т.е. себя самого).
Под характеристикой подразумевается официальный документ, где находится информация о служебной, а также общественной деятельности человека. Характеристика – это небольшое описание трудового пути любого человека, его деловых, нравственных качеств, общественной и трудовой деятельности.
Как написать характеристику на работника – виды характеристик
Чтобы знать, как правильно написать характеристику на работника, необходимо знать, для чего именно необходим документ: для предоставления документа кредитной организации, высшему руководству, либо для предоставления данного работника к награде и так далее.
Как правило, все характеристики делятся на внешние и внутренние:
• Внутренняя характеристика предназначается для оборота внутри самого предприятия. Такой документ необходим, если работника собираются наградить, повысить, либо наложить на него определенные меры взыскания.
• Что касается внешней характеристики, ее составляют по запросу сторонней организации, и она предназначена для того, чтобы ее предоставили за пределами организации. Так как этот документ содержит персональные данные работника, которые охраняются законом, перед его составлением нужно взять письменное разрешение у работника на передачу таких данных в характеристике.
Как написать характеристику на работника – содержание характеристики
Не глядя на то, что, как таковых, единых требований к оформлению нет, но зная цель составления характеристики, можно выделить те пункты, которые обязательно должны в ней присутствовать.
Чтобы написать характеристику на работника обязательно в ней должны быть:
• Шапка: название, дата составления, исходящий номер, подпись работника, который составил характеристику, подпись руководителя, круглая печать организации. Стоит отметить, что последние три пункта, должны быть написаны в самом конце характеристики.
• Далее следуют анкетные данные. Нужно указать фамилию работника, его имя, отчество, должность, семейное положение, год рождения.
• Информация о профессиональном становлении сотрудника. Чтобы написать характеристику на работника, должны быть перечислены этапы карьерного пути: самое начало работы, чего работник смог достичь, в каких проектах он участвовал, какой внес вклад в развитие организации.
• Чтобы написать характеристику на работника в обязательном порядке необходимо указать информацию о ней взысканиях и наградах. В данном пункте перечисляются все звания, грамоты, награды, к которым представляли работника. Если же на него налагались взыскания, данную информацию так же нужно указать.
• Профессиональные, личные качества работника. Здесь должны быть перечислены все навыки и умения сотрудника, его личные качества, отношение с коллективом.
• Далее указывается цель характеристики.
Любой соискатель, имея довольно хорошо составленную характеристику, может претендовать на конкурентную, высокооплачиваемую вакансию, но если под рукой нет характеристики, то не лишним будет узнать информацию, как написать характеристику на работника .
Образец характеристики на работника #1:
Образец характеристики на работника #2:
Образец характеристики на работника #3:
Образец характеристики на работника #4:
Производственная, служебная характеристика на работника, сотрудника с места работы. Образец написания, пример.
ООО "Молочный завод "Мое сомнение"
332233, г. Милков, ул. Тетрапакская, д.1, корп. 2
Тел. (232)987-654
Эл.почта: info@molzavod-moe-somnenie.ru
на бухгалтера
Лайкмани Абрама Серафимовича
Лайкмани Абрам Серафимович 1972 года рождения. В 1995 году закончил Экономический институт им. Ротшильдова города Милков по специальности бухгалтер.
В 2006 году пришел в ООО "Молочный завод "Мое сомнение" на должность помощника бухгалтера. На должность бухгалтера был назначен в августе 2009 года. В круг должностных обязанностей сотрудника входит:
Выполнение работы по ведению бухгалтерского учета обязательств, имущества и хозяйственных операций
Отражение на счетах бухучета операций, связанных с движением товарно-материальных ценностей, основных и денежных средств
Участие в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины
Осуществление контроля и приема первичной документации по необходимым участкам бухгалтерского учета
Начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный и местный бюджеты
Начисление и перечисление заработной платы для рабочих и служащих
Подготовка данных для составления отчетности на необходимых участках бухгалтерского учета
Разработка рабочего плана счетов, форм первичных документов
Обеспечение руководителей, инвесторов, кредиторов, аудиторов и других
Лайкмани А.С. заслужил уважение коллеглектива благодаря умелой организации своей работы, взаимодействием с коллегами и выполнением поставленных задач в означенные сроки. Кроме того, часто готов взять на себя работу, находящегося в отпуске, сотрудника.
Благодаря рацпредложению Лайкмани А.С. по объединению отчетности двух смежных предприятий у одного бухгалтера, удалось серьезно упростить документооборот внутри отдела.
Готов пойти навстречу предприятию в необходимые моменты, работая во внеурочное время.
В 2010 году стал лучшим сотрудником предприятия на конкурсе "Лучший сотрудник "Моего сомнения" - 2010".
Лайкмани Абрам Серафимович постоянно стремится профессионально развиваться и повышать квалификацию в постоянно изменяющемся мире бухгалтерии. Периодически посещает семинары посвященные изменению законодательства, после чего проводит лекции внутри своего отдела.
Вне производственной деятельности Лайкмани А.С. занимается танцами по направлению стрип-дэнс. В 2009 году занял 2-е, а в 2010-м - 1-е места по этому направлению среди сотрудников молочных предприятий в ежегодном конкурсе "Стрип-молочник Energy".
Ведет в школе №18 им. Л.Берии факультативные занятия "Юный бухгалтер". Пользуется уважением среди детей.
Не курит и не употребляет алкоголь.
Руководство компании ценит и уважает такого сотрудника как Лайкмани Абрама Серафимовича.
Характеристика выдана для предоставления по месту требования
Директор ООО "Молочный завод "Мое сомнение" _______________ /Хэйтмилк В.В./
Примеры заполнения характеристики на сотрудника с места работы в различных случаях
Документ, который официально предоставляется администрацией организации сотруднику, отработавшему не менее 6 месяцев, для предоставления в другие организации или органы называется характеристикой с места работы.
В нем содержится объективная информация о деловых и личных качествах, проявленных в рабочий период. Это своего рода словесное описание сотрудника руководством.
Для чего нужен этот документ
Перед тем, как написать характеристику на наемного рабочего, следует выяснить у него, для чего она понадобилась. Этим в значительной степени определяется ее структура и содержание.
Такой документ может потребоваться для предоставления в полицию (для возврата водительских прав, к примеру) или другие органы - в суд, в банк для получения кредита. В таких случаях характеристика должна содержать оценку только личностных качеств сотрудника. Как правило, в таком документе указываются качества, подтверждающие исключительность конкретного случая в жизнедеятельности работника.
Если характеристика нужна для смены места работы . то кроме личных качеств (трудолюбие, коммуникабельность), следует описать трудовые достижения сотрудника в вашей организации (занимаемые должности, его отношение к работе, умение брать на себя ответственность).
Важно так же рекомендовать будущему руководству, какую должность может занимать работник. Информация об образовании в характеристике, как правило, не указывается.
Данный документ может выдаваться и по требованию самого сотрудника (при увольнении или переходе на новую работу), и по требованию официальных учреждений (например, для суда, органов исполнительной власти и т. п.).
Виды характеристик
В зависимости от предназначения эти документы бывают двух видов:
внешняя - считается сегодня самым популярным из видов этого документа и составляется по требованию сторонней организации
внутренняя - ее пишут в случае перевода работника в другой отдел, повышения или понижения, наложения дисциплинарного взыскания или поощрения.
Как регламентирует Трудовой кодекс РФ испытательный срок и о всех его нюансах, вы можете прочитать тут .
Требования к документу
Основные требования таковы:
Характеристику с места работы составляют в соответствии со стандартными критериями. Перед ее написанием в обязательном порядке оформляется согласие работника (в письменном виде) на передачу его личных данных третьему лицу (на основании «Закона о защите персональных данных»).
Она не должна содержать оценку личных данных работника, не имеющих непосредственного отношения к его профессиональной деятельности (национальности, религиозных и политических убеждений, жилищных условий и т. д.).
В случае предоставления характеристики в организацию, имеющую стандартную корпоративную форму данного документа, она составляется по этой форме.
Оформляется она в большинстве случаев на фирменных бланках организации. А если ее запрашивают из официальных органов, то должна содержать и ссылку на них.
К тому же в ней должны содержаться такие сведения:
анкетные данные
реквизиты организации, выдавшей документ
дата выдачи
указание уровня квалификации, профессиональных достижений, выполняемых функциональных обязанностей
оценка личностных качеств и взаимоотношений работника с коллективом.
В заключительной части указывается имя организации, по запросу которой выдается характеристика, или пишется фраза, свидетельствующая о ее выдаче с целью предъявления по месту требования.
Пишет характеристику руководитель подразделения или менеджер по персоналу, чья подпись непременно заверяется печатью организации.
Особенности составления характеристики при увольнении
Характеристика с бывшего места работы сотруднику, который уволился или был уволен ранее, требуется, как правило, для предоставления новому работодателю при прохождении собеседования с целью трудоустройства.
Этот вид документа предусматривает акцентирование внимания на оценке деловых качеств работника, уровне профессионализма, соответствии занимаемой должности при выполнении производственных задач . Не помешает также упомянуть о его коммуникативных навыках как члена коллектива, умении представлять интересы компании за ее пределами.
Образец положительной и отрицательной характеристик с бывшего места работы
Зачастую многими сотрудниками в случае увольнения (по незнанию или забывчивости) не запрашивается у работодателя выдача этого документа. Но по закону работник имеет право на протяжении 3 лет с момента увольнения затребовать такую характеристику.
Как пишется характеристика для суда
Важно осознавать необходимость особо ответственного подхода к написанию данного документа, когда он запрашивается судом. А в случае привлечения сотрудника к административной или уголовной ответственности, характеристика с места работы может даже влиять на решение суда. В такой ситуации лучше проконсультироваться с юристом или адвокатом.
Пишется такой документ по внешнему запросу из суда на бланке конкретной организации с обязательным указанием ее полного наименования, почтового адреса и контактных телефонов.
В таком случае у характеристики адресная часть отсутствует: непосредственно под заглавной строкой бланка пишется слово «Характеристика» и указываются анкетные данные сотрудника, на которого она составляется. Затем идет информация о его гражданстве, с какого времени работает (работал) на предприятии, какую должность занимает. Не менее важно указать круг его обязанностей и как он относится к их выполнению, наличие наград за трудовые достижения.
В основной части характеристики дается оценка личным качествам работника и его взаимоотношениям с коллегами (авторитет в коллективе, инициативность, занятие общественной работой).
В конце документа следует указать, что он выдан по судебному запросу. Готовая характеристика подписывается непосредственным руководителем работника, директором компании и заверяется у менеджера по кадровым вопросам.
В некоторых случаях в процессе выполнения судебного производства суду может потребоваться характеристика на ответчика с последнего места работы. Если же гражданин недавно устроился в организацию, характеристика пишется с нескольких мест работ (с последней и предпоследней). Каждый документ составляется по отдельности и подписывается руководителями данных организаций.
Если характеристика пишется в полицию
При написании характеристики в полицию главное внимание уделяется личным свойствам характера человека . Ее составляют на фирменном бланке предприятия, где указаны реквизиты организации, юридический адрес и ее контактные телефоны. Посередине листа пишется слово «Характеристика», с новой строки указываются личные данные сотрудника, включая занимаемую должность.
Составление такого документа начинается с информации о дате зачисления в штат сотрудников или вступления на занимаемую должность.
Такого рода характеристики, как правило, пишутся на работников, у которых произведено изъятие водительского удостоверения (зафиксировано административное правонарушение).
В ней важно убедительно изложить причины, побуждающие органы полиции вернуть сотруднику права (к примеру, необходимость управления автомобилем для выполнения должностных обязанностей). Поэтому следует акцентировать внимание на положительных личностных качествах работника, таких как ответственность, исполнительность и прилежание. Подписывается документ руководителем и заверяется печатью компании.
Пример документа для предоставления полиции
Особенности написания отрицательной характеристики
Написание такого рода документа считается моментом спорным, поскольку плохая характеристика сотрудника может негативно сказываться и на репутации самого предприятия. В данной ситуации всегда возникает вопрос: «Каким образом квалифицированные сотрудники отдела кадров взяли на работу неквалифицированного или конфликтного работника?». Но отрицательная характеристика иногда требуется для наложения на сотрудника взыскания (материального) или по запросу правоохранительных органов .
Она составляется по стандартному шаблону, но в основной части документа указываются отрицательные качества работника (профессионального и личностного характера), перечисляются все недоработки и взыскания.
В данном случае важно учесть, что взыскание автоматически аннулируется, если по истечении календарного года человек не допускал дисциплинарных проступков.
В каких еще случаях может потребоваться характеристика
В период прохождения службы военнослужащим часто приходится обращаться за характеристикой. Она является своего рода документом, содержащим анализ деятельности и оценку психологических, деловых и моральных качеств служащего.
Пишет ее командир от третьего лица и в произвольной форме. Перед этим он всесторонне изучает личные и деловые качества служащего, включая все показатели деятельности на занимаемой должности, состояние дел в его воинском подразделении или на участке, за который он отвечает.