Психолого педагогическая характеристика дошкольника 5 лет образец
Предметный каталог
Психолого-педагогическая характеристика детей 5-6 лет
Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение со взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение.
С пяти лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному обучению. Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.
Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость внимания, как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания - возможность сосредоточения одновременно на двух или большем числе различных объектов.
Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов. Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений.
Восприятие у ребенка развивается буквально с первых месяцев жизни. К пяти-шести годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов (он называет различные геометрические фигуры).
Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений: Надо спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону.
Более трудным для ребенка является восприятие времени - ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты). Ребенку еще трудно представить себе длительность какого-либо дела.
На основании наглядно-действенного мышления, которое особенно интенсивно развивается у ребенка с трех-четырех лет, формируется наглядно-образное и более сложная форма мышления - словесно-логическое.
Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей. Благодаря этому ребенок может понять главную мысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т. д.
У ребенка шестого года жизни память по-прежнему является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. То есть ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало.
Уже в этом возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зрительная память, у других - слуховая, у третьих - эмоциональная, а у четвертых - механическая.
Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, в процессе которой развивается воображение. Именно воображение дает возможность ребенку представить себя во время игры летчиком, моряком, шофером и т. д.
По общему мнению детских психологов, на шестом году жизни ребенка следует начинать учить чтению. Большинство детей этого возраста сами проявляют интерес к овладению грамотой.
Нормально развивающийся ребенок шести лет должен уметь и любить рисовать, лепить, вырезать ножницами, пользоваться иголкой, разными природными материалами и т. д.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Новообразования – появление самосознания, самооценки, самоподчинения, развития монологической речи.
Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции.
В 5 лет интенсивно развивается память ребёнка - он может запомнить уже 5-6 предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых ему картинках. Цепкая память позволяет ребёнку 4-5 лет многое запоминать, он легко выучивает наизусть стихи и может выразительно читать их на публике.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире.
Этот период называют сензитивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.
Хорошо играть в словесные игры, так как ребенок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (начало, середина, конец слова). Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме - образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину. Развивают все анализаторы – зрительные, логические, словесные – различные логические таблицы. Мышление – логическое. Способен понимать связи предметов и явлений, которые невозможно представить в наглядной форме. Может устанавливать причинно-следственные отношения между событиями и действиями.
Происходит активное развитие диалогической речи. зарождается и формируется новая форма речи – монолог.
В этом возрасте внимание становится все более устойчивым, важным показателем развития внимания является то, что в деятельности ребенка появляется действие по плану. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами.
В 5-7 лет, важный период для развития детской любознательности. Дети активно стремятся к интеллектуальному общению с взрослыми, что проявляется в многочисленных вопросах, стремятся получить новую информацию познавательного характера, главное не отмахиваться от детских вопросов, так как ребенок активно осваивает окружающий его мир.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении с взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, на замечания взрослых реагирует повышенной обидчивостью.
Важный показатель этого возраста является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети, могут, критически относится к некоторым своим недостаткам, могут дать личностные характеристики своим сверстникам.
Общение со сверстниками тесно объединено, в игре и других видах совместной деятельности дети осуществляют обмен информаций, планирование, разделение и координацию функций.
Постепенно складывается достаточное сплоченное общество.
Эстетическое отношение к миру становится более осознанным и активным, они в состоянии воспринимать красоту и в какой – то степени создавать ее. Слушая чтение книг, сопереживают, сочувствуют героям, обсуждают их действия.
Игра. Сюжетно ролевая игра достигает своего расцвета, в игре присутствует развернутая ролевая речь, обращение к другим участникам игры, при этом ребенок обращается от имени игрового персонажа. Действия в игре короткие, одно действие сменяется другим, образуя динамичный длинный сюжет.
В играх дети самостоятельно выбирают тему для игры, развивают сюжет на основе опыта, приобретённого при наблюдениях положительных сторон окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, труд и отдых людей, яркие социальные события), а также знаний, полученных на занятиях, при чтении литературных произведений, сказок, просмотре детских телевизионных передач.
Предварительный просмотр:
Памятка возрастных особенностей 5-7 лет
Новообразования: появление самосознания, самооценки, самоподчинения
Синзетивный период:
- интенсивно развивается память ,как губка впитывает всю познавательную информацию
- мышление – логическое
- активное развитие диалогической речи
- зарождается и формируется новая форма речи – монолог.
- развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
- происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками
- внимание становится все более устойчивым
- эстетическое отношение к миру становится более осознанным
- сюжетно ролевая игра достигает своего расцвета, в игре присутствует развернутая ролевая речь
- развития детской любознательности
- оценочное отношение ребенка к себе и другим
- становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной. учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать
Речевое развитие: - спользует в речи синонимы, антонимы слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.). К 6 годам знает и умеет писать печатные буквы алфавита. Определяет количество слогов в словах, количество звуков в словах, определяет место звука в слове (начало, середина, конец слова). Определяет ударные слоги, гласные. Понимает значение слов звук, слог, слово. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие согласные. Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы.
По теме:
Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНРОбщее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.Связь между речевыми нарушениями и д.
В последнее время наиболее активно изучается группа детей с задержкой психического развития.Данная категория детей нуждается в глубоком всестороннем изучениии.
Психолого=педагогическая характеристика
Данная характеристика заполняется на ГПМПК, на медицинские осмотры у узких специалистов (невропатолог, психиатр и т.д.). В характеристике отражены все параметры обследования развития ребенка.
Психолого-педагогическая характеристика
Психолого-педагогическая характеристика на воспитанника логопедического пункта.
Работа посвящена исследованию «эмоционального интеллекта» и определению условий формирования «эмоциональной компетентности» у детей. Эмоциональная компетентность оказывает значимое влияние на способно.
Работа посвящена исследованию «эмоционального интеллекта» и определению условий формирования «эмоциональной компетентности» у детей. Эмоциональная компетентность оказывает значимое влияние на способно.
Вашему вниманию предлагается работа на тему: "Психолого-педагогическая характеристика развития детей 2-3 лет по системе м.Монтессори". Надеемся, что данная работа поможет вам в работе или в учёбе.
В данную презентацию входят возрастные особенности детей, их физиологическое и психологическое развитие. Развитие ребёнка при общении с взрослым и сверстниками, ведущая деятельность детей в этом возра.
В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная. Именно в процессе становления предметных действий и предметной деятельности происходит развитие моторики, мышления и ре.
Психолого-педагогические условия развития воображения у детей 5-6 лет
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные документы
Теоретический анализ проблемы развития воображения в дошкольном возрасте. Основные направления и принципы развития воображения. Описание развивающей программы игр и упражнений. Экспериментальное исследование особенностей развития воображения дошкольников.
курсовая работа [187,0 K], добавлен 17.01.2010
Теоретический анализ проблемы развития воображения в дошкольном возрасте, психолого-педагогические условия его развития. Описание развивающей программы игр и упражнений (разработанной автором). Характеристика методики исследования, анализ результатов.
курсовая работа [189,0 K], добавлен 14.01.2010
Игровая деятельность дошкольников как средство развития воображения. Проблемы развития воображения в процессе игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Диагностика уровней развития воображения. Развивающие игры и упражнения с детьми.
дипломная работа [168,3 K], добавлен 03.11.2013
Теоретический анализ по проблеме развития воображения в дошкольном возрасте, условия его развития. Взаимосвязь воображения с познавательной активностью и интеллектуальной функцией. Дидактическая игра как оптимальный способ для развития воображения.
курсовая работа [36,0 K], добавлен 30.01.2012
Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста, развивающихся в норме и с нарушением зрения. Его исследования в отечественной и зарубежной психологии. Изучение уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
курсовая работа [134,7 K], добавлен 27.11.2012
Феномен воображения как психического и познавательного процесса и необходимого элемента творческой деятельности человека. Виды воображения и их характеристика. Преобладание среднего и низкого уровня развития воображения у глухих и слабослышащих детей.
курсовая работа [450,0 K], добавлен 22.10.2012
Общее представление о воображении. Особенности воображения в дошкольном возрасте. Виды и функции воображения дошкольника этапы развития. Проявление воссоздающего воображения в речевой и изобразительной деятельности.
курсовая работа [35,2 K], добавлен 01.06.2003
Понятие и пути развития воображения как познавательного психического процесса его виды и свойства. Особенности формирования игрового отношения детей к предметам. Принципы развития воображения в раннем возрасте в процессе слушания сказок и рассказов.
курсовая работа [39,0 K], добавлен 26.10.2014
Понятие воображения как психического процесса создания новых образов и представлений. Развитие воображения у дошкольников. Особенности воображения у детей конкретных возрастных групп. Использование сказок и рассказов для развития детского воображения.
курсовая работа [47,3 K], добавлен 27.11.2009
Особенности воображения на ранних стадиях онтогенеза. Ранние поведенческие проявления, единство материальной и словесной форм, механизмы саморазвития воображения. Сензитивный период развития. Методология творческого художественного конструирования.
курсовая работа [83,3 K], добавлен 22.11.2012
Психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста с церебральным параличом
Психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста с церебральным параличом - раздел Психология, Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии Для Определения Уровня Перцептивного И Умственного РазвиТия У Детей С Дцп До.
Для определения уровня перцептивного и умственного развития у детей с ДЦП дошкольного возраста используются различные диагностические методики, широко применяемые в отечественной и зарубежной психологии.
Учитывая тормозящую роль сенсорных дефектов в умственном развитии детей с ДЦП, основное внимание при психологическом обследовании следует уделять уровню развития сенсорно-перцептивной деятельности. На первых этапах обследования рекомендуется исследовать особенности развития зрительного восприятия: восприятия формы, цвета, величины и пространственных отношений предметов уровень развития осязательного восприятия предметов: формы, фактуры, веса уровень сформированности конструктивных и графических навыков и умений. Обязательно в обследования необходимо включить изучение процессов анализа, синтеза и обобщений предметов, а также уровень развития количественных представлений.
При исследовании особенностей сенсорного и интеллектуального развития дошкольников с ДЦП важен не только сам результат выполнения заданий, а главное — способ их выполнения. Методики должны быть построены соответственно особенностям уровня развития предметно-практических манипуляций дошкольника с ДЦП.
Для проведения обследования необходимо иметь следующее оборудование и материал: детский стол и стул, а если ребенок самостоятельно не сидит, то специальное кресло.
Материал для обследования: доска Сегена четырехцветные блоки и такого же цвета доска к ним кубики Косса (детский двухцветный вариант) лото «цвет и форма», «цвет и количество» на-
бор объемных и плоских фигур для осязания предметные картинки набор карточек для исследования обобщений методом исключения цветные карандаши альбомы для рисования.
Обстановка обследования: в процессе обследования ребенок должен чувствовать доброжелательное отношение к нему. Не рекомендуется выставлять ребенку сразу все игрушки. Чтобы вызвать у ребенка интерес к занятию, можно предложить ему привлекательную игрушку, например, красивую пирамидку, матрешку или доску с цветными шарами. Во время свободной игры ребенка психолог фиксирует следующие моменты: 1) как проявляет ребенок интерес к игрушкам 2) как длительно ими занимается 3) правильно ли ребенок использует игрушку.
После наблюдения за ребенком ему предлагаются следующие задания:
Восприятия формы на доске Сегена
Перед началом обследования психолог показывает ребенку собранную доску Сегена, затем раскладывает фигуры на столе и предлагает положить их на место. Результаты выполнения заданий оцениваются по пятибалльной системе в зависимости от сложности задания и способов их выполнения.
Шкала оценок
0 — хаотично располагает геометрические фигуры на доске
Сегена без учета их формы.
1 — правильно соотносит две контрастные фигуры (квадрат
и круг), но не называет их.
2 — правильно соотносит четыре фигуры (квадрат, круг,
треугольник, овал), но затрудняется в их названии.
3 — правильно соотносит все фигуры на доске Сегена и зна-
ет название двух фигур (например, квадрата и круга).
4 — правильно называет четыре фигуры и соотносит все фи-
гуры на доске Сегена.
5 — правильно соотносит все фигуры и знает названия ше-
Здоровые дети с трехлетнего возраста правильно соотносят фигуры на доске Сегена, а к концу дошкольного возраста правильно
их называют. Дети с ДЦП с потенциально сохранным интеллектом справляются с заданием с четырех-пяти лет, однако испытывают некоторые трудности в их словесном обозначении. У детей с ДЦП ' в сочетании с психическим недоразвитием наблюдается преимущественно хаотичный, бесплановый способ работы, в результате чего продуктивность выполнения задания резко снижена.
Восприятие цвета предметов
Психолог предлагает ребенку расположить цветные шары или кубики на доске, разделенной на четыре части соответственно основным цветам: красный, синий, желтый, зеленый.
Шкала оценок
0 — Хаотично располагает шары на доске без учета их цвета.
1 — Правильно соотносит на доске шары одного или двух
цветов.
2 — Правильно соотносит с местом на доске четыре основ-
ных цвета, но путает их названия.
3 — Правильно располагает на доске шары по цвету и знает назва-
ния двух цветов.
4 — Правильно располагает на доске шары по цвету и пра-
вильно называет все четыре цвета.
5 — Правильно называет шесть цветов и оттенков: красный, си-
Здоровые дети уже в трехлетнем возрасте успешно справляются с заданиями на соотнесение цветов, в четырехлетнем возрасте знают названия основных четырех цветов, к концу дошкольного возраста знают названия оттенков. Дети с ДЦП с сохранным интеллектом, как правило, трудностей при соотнесении цветов по подобию не испытывают, но путают их названия. У детей с ДЦП с психическим недоразвитием наблюдаются трудности соотнесения цветов по подобию.
Восприятие величины предметов
Для исследования особенностей восприятия величины предметов психолог может предложить ребенку собрать двух-или трех- составные матрешки, пирамидки из разного количества колец, блоки или цилиндрики разной величины.
Шкала оценок
0 — Хаотично манипулирует с двухсоставной матрешкой,
неправильно соотносит части по величине.
1 — Различает два контрастных по величине предмета
и правильно называет их (собирает двухсоставную матрешку и называет: большая и маленькая).
2 - Собирает трехсоставную матрешку и правильно назы-
вает большую, маленькую и самую маленькую.
3 — Правильно, с первой попытки, соотносит с местом де-
сять цилиндриков или плоских предметов по диамет-
РУ-
4 — Правильно, с первой попытки, соотносит цилиндрики
по толщине, называет самый толстый и самый тонкий.
5 — Правильно соотносит цилиндрики только по высоте
или составляет сериационный ряд из палочек в возрастающем порядке.
Выполнение этих заданий не вызывает особых затруднений у здоровых дошкольников с четырехлетнего возраста. Однако соотнесение цилиндриков только по высоте или палочек по длине, где исключается контроль правильности выполнения заданий, вызывает еще некоторые затруднения у здоровых дошкольников в пятилетнем возрасте. Различение контрастных предметов по величине (первое и второе задания) не вызывает особых трудностей у детей с ДЦП с сохранным интеллектом. Но при соотнесении предметов с местом с учетом величины (третье и др. задания) у большинства детей отмечается хаотичный, бесплановый способ работы, они правильно соотносят только контрастные величины. Однако при дополнительной инструкции: «Возьми самый большой цилиндрик и поставь его в самое большое отверстие» дети с заданием справлялись и успешно переносили усвоенный способ работы на выполнение следующих заданий. Дети с ДЦИ в сочетании с психическим недоразвитием затруднялись в выполнении даже первых заданий, хаотично манипулировали с предметами.
Исследование особенностей осязательного восприятия предметов
Исследование особенностей осязательного восприятия у дошкольников с церебральным параличом рекомендуется начинать с игры в «волшебный мешочек». Психолог должен ориентироваться не только на правильное называние ребенком ощупываемой фигуры, но и на способы ее обследования, поэтому можно использовать в процессе исследований особенностей осязания специальную ширму.
Набор фигур для осязания состоит из следующих предметов: набор объемных деревянных предметов (яйцо, катушка, груша, бутылка, гриб, кольцо и т. д.) набор геометрических фигур одинаковой фактуры (куб, квадрат, шар, круг, треугольник, цилиндр и т. д.) и набор предметов различной фактуры (металлический шарик, шар, сшитый из шерстяной ткани, стеклянная бутылочка, деревянная бутылочка и др.). В процессе обследования психолог должен требовать от ребенка правильного называния предмета, а в случае затруднения предложить ребенку сопоставить (отождествить) предмет со знакомыми ему бытовыми объектами. Кроме того, необходимо следить за движениями рук ребенка в процессе ощупывания.
Шкалы оценок
А. Словесное обозначение объектов.
0 — Не называет предмет или дает ему неправильное название.
1 — Называет правильно отдельные части фигуры (напри-
мер, у осязаемой катушки выделяет в слове круги у гриба — шляпку у пирамидки — кольца и т. д.).
2 — Отождествляет фигуру со знакомыми в быту предме-
тами (например, катушку называет «ниткой», кольцо — «дыркой» и т. д.).
3 — Правильно называет предъявленную фигуру.
Б. Способы гаптического обследования предложенных объектов.
0 — Ребенок при первом соприкосновении с фигурой, пред-
ложенной ему, манипулирует с нею в виде постукиваний, катаний по столу, перекладываний из рук в руки и т. д.
1 — Держит фигуру неподвижно, не производит никаких
обследовательских действий.
2 — Производит ощупывающие движения ладонной по-
верхностью руки или всеми пальцами.
3 — Указательным пальцем правой или левой руки движет
по контуру фигуры, вторая рука ее удерживает.
Анализ способов осязания предметов ребенком позволяет психологу выявить уровень развития перцептивных действий. Перцептивное действие (действие восприятия) осуществляется при помощи сенсорнодвигательной интеграции, а при ее недоразвитии у детей с ДЦП наблюдаются затруднения в соотнесении частей воспринимаемого предмета в целостный образ.
Исследование конструктивной деятельности
При исследовании конструктивной деятельности ребенку предлагают следующие задания: а) конструирование объемных построек из цветных кубиков одинаковой величины с помощью образца-рисунка б) выкладывание по рисунку определенных фигур на плоскости из цветных кубиков с выкрашенными в разные цвета сторонами в) задания по конструированию по методике Косса (используются пять первых вариантов этой методики: двухцветные кубики).
Шкалы оценок
А. Конструирование объемных построек из кубиков с помощью рисунка-образца.
1 — Строит дорожку из трех кубиков, ориентируясь по двум
цветам (например, красный и желтый).
2 — Строит «двухэтажную башню» из трех кубиков соответ-
ственно двум цветам (например, красный и желтый).
3 — Строит «трехэтажную башню» из семи цветных ку-
5 — Строит «четырехэтажную» постройку из восьми четы-
рехцветных кубиков.
Б. Выкладывание фигур на плоскости по образцу-рисунку. 1 — Складывает четыре двухцветных кубика так, что на
1 — Складывает квадрат из четырех кубиков двух цветов
с вписанным в него треугольником с образца-рисунка.
2 — Складывает квадрат со вписанным треугольником, ос-
нованием кверху.
3 — Складывает квадрат из четырех кубиков, разделенный
на два равнобедренных треугольника.
4 — Складывает квадрат из четырех кубиков, со вписанным
в него ромбом.
5 — Постройка сложного рисунка из девяти кубиков.
Выполнение этих заданий вызывает особые трудности у детей с церебральным параличом. Здоровые дошкольники к концу дошкольного возраста успешно выполняют первые четыре задания по методике Косса. Дети с ДЦП с первично сохранным интеллектом успешно выполняют задания серии А) и Б), однако задания по методике Косса им практически недоступны. Дети путают пространственные расположения деталей, отмечаются трудности в предварительной ориентировке в задании. У детей с ДЦП с умственной отсталостью особые трудности вызывают задания серий А и Б. Это проявляется в отсутствии предварительной ориентировки в задании, в хаотичных манипуляциях, в стереотипных действиях со строительным материалом.
Исследование особенностей рисования
Рисование детей рекомендуется оценивать по степени развития у ребенка графических умений и особенностей качества изображения фигур.
А. Графические умения.
О — Ребенок не умеет правильно держать карандаш, наносит на бумагу неопределенные линии.
1 — Умеет правильно держать карандаш и располагать ру-
ку при рисовании проводит вертикальные и горизонтальные линии по опорным точкам.
2 — Умеет регулировать движения в соответствии с зада-
чей изображения: а) правильно регулирует силу нажима б) амплитуду, в) изменяет темп рисовального движения.
3 — Умеет изменять направление графических движений:
проводит линии, образующие угол, не отрывая карандаша от бумаги, совершает дугообразные движения.
4 — Графические движения соразмеряет с заданной длиной
или высотой отрезка, рисует короткую или длинную линию по словесной инструкции по образцу.
5 — Движения соразмеряет с высотой и формой заданных
изображений предметов, рисует прямоугольники с образца-рисунка, большой и маленький круг и квадрат по словесной инструкции и по образцу.
Б. Качество изображения фигур.
0 — Изображение отсутствует или проводятся линии и точ-
ки, не имеющие сходства с объектом.
1 — Изображение напоминает символический рисунок,
имеющий отдельные элементы, сходные с объектом.
2 — В рисунке передается строение основной формы образ-
ца, но без некоторых существенных элементов.
3 — В рисунке достаточно верно и полно воспроизводится
строение основной формы и дополнительных деталей образца, но не учитывается размер фигуры.
4 — Изображение с сохранением размера заданной фигуры.
5 — Изображение с сохранением размера и объема задан-
ной фигуры.
Здоровые дошкольники успешно справляются с первыми тремя заданиями, отображение в рисунках размера фигур еще вызывает у них некоторые затруднения. Рисунки детей с церебральным параличом существенно отличаются от рисунков их здоровых сверстников как по качеству изображений, так и по технике. Даже к концу дошкольного возраста рисунки детей с ДЦП с сохранным интеллектом могут находиться на уровне символического изображения фигуры и ее частей.
Исследование мыслительных процессов
При исследовании у детей уровня обобщений используется методика на выделение лишнего предмета. При проведении обследования необходимо иметь наборы карточек, на каждой из которых нарисованы четыре предмета. Ребенка просят показать, какой из четырех предметов не подходит к остальным трем. Психолог отмечает, как ребенок принимает задание, на какой признак предмета ориентируется: цвет, форму, величину и т. д. а также как ребенок словесно обозначает три объединенных в одну группу предмета.
Шкала оценок
0 — Не понимает инструкции, хаотично выбирает любую
картинку.
1 — Ориентируется на несущественный признак предмета. На-
пример, на картинке, где нарисованы яблоко, слива, шар, груша — исключает грушу, так как она не округлой формы.
2 — Ориентируется на существенный признак предмета,
но не может дать правильное объяснение.
3 — Ориентируется на существенный признак предмета
и правильно объясняет свой выбор.
Классификация предметных картинок
Метод предметных классификаций позволяет выявить не только особенности обобщения и абстрагирования, но также особенности внимания, памяти, личностных реакций на свои достижения и неудачи.
Перед началом занятия психолог кладет перед ребенком 6-7 предметных картинок и предлагает ему положить вместе те, которые друг к другу подходят. На трех карточках этого набора изображены животные, на двух одежда, а на одной посуда. Если ребенок успешно справился с заданием, рекомендуется добавить еще десять-пятнадцать карточек, подходящих к тем же группам. Психолог фиксирует, как ребенок принимает задание, адекватно ли его выполняет и какова обучаемость ребенка. Это задание рекомендуется давать детям не раньше пятилетнего возраста.
Шкала оценок
0 — Хаотично манипулирует с предметными картинками,
не понимает инструкции.
1 — Принимает инструкцию, самостоятельно раскладывает кар-
тинки в две группы, например, животных или транспорт.
2 — Самостоятельно раскладывает картинки на четыре
группы: животные, машины, инструменты, овощи, но затрудняется в назывании некоторых групп.
3 — Самостоятельно раскладывает картинки на пять групп
и правильно называет каждую из них.
В начале занятия дети могут классифицировать картинки неадекватно, но после двух-трех дополнительных инструкций должны провести обобщение по существенному признаку.
Обследование счетных навыков
Особое место в структуре задержки умственного развития у детей с ДЦП занимает нарушение функций счета. Понятие числа имеет сложную психологическую структуру, что в значительной степени связано с пространственным восприятием множества объектов, с речевым развитием, и требует высших форм анализа и синтеза.
Исследование количественных представлений необходимо проводить поэтапно. Сначала исследуется способность ребенка дифференцировать «много-мало», «один-много», «больше-меньше», одинаковое количество.
Важно исследовать способность ребенка абстрагироваться от формы и величины предметов и ориентироваться только на количество.
Для этого необходимо приготовить счетный материал из предметов разной величины и формы и на этом материале изучить, как дети соотносят количества разных предметов. Можно, например, предложить детям два стержня, на одном из них нанизаны кольца, а на другом — шары. Несмотря на одинаковое количество деталей на обоих стержнях, пирамидка с шарами будет выглядеть выше, чем с кольцами. Спросить: «чего больше — колец или шаров?».
Кроме описанных выше диагностических приемов рекомендуется широкое использование психодиагностических методов, разработанных для обследования детей с аномалиями в развитии (С. Я. Рубинштейн, В. И. Лубовской и др.).
При обследовании детей школьного возраста рекомендуется использование и психометрических методов, например методика Равена и Векслера. Опыт нашей работы показывает целесообразность использования этих методов для детей с преимущественным поражением нижних конечностей с относительно сохранным развитием речи, как лексической, так и фонематической ее сторон.
В процессе психологической диагностики детей и подростков с ДЦП необходимо соблюдать ряд основных принципов:
1. Деятельностный принцип, направленный на проведение психологического обследования в контексте деятельности доступной ребенку с ДЦП: предметно-практической, игровой, учебной деятельности.
2. Принцип качественного анализа полученных данных психологического обследования. Это принцип, построенный на концепции Л. С. Выготского об опережающей роли обучения в процессе развития ребенка, является чрезвычайно важным при психологической диагностике аномального развития. Для психолога важен не только конечный результат выполнения тестового задания, а также способ работы ребенка, его умение переносить усвоенные навыки на новое задание, отношение ребенка к заданию, собственная оценка результатов.
3. Принцип личностного подхода. В процессе психологической диагностики психолог анализирует не отдельный симптом, а личность ребенка в целом
4. Принцип сравнительного подхода. При изучении аномального развития психолог должен правильно ориентироваться в особенностях психического развития здорового ребенка.
5. Принцип комплексного подхода к диагностике психического развития аномального ребенка. Он включает в себя учет множества факторов, лежащих в основе аномального развития ребенка с ДЦП: клинических, педагогических, психологических, социально-психологических.
После окончания диагностических занятий рекомендуется переходить к комплексу коррекционных занятий.
Психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.
Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Консультация на тему «Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста»
Автор: Коковина Оксана Васильевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей», город Каменск-Уральский.
Описание материала. Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста». Данный материал будет полезен как воспитателям старшей группы, так и родителям. Знание и осознание возрастных особенностей детей – одна из составляющих успеха педагогического мастерства. Материал содержит обзор нескольких статей, в доступной форме освещает ряд вопросов, связанных с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста.
К старшим дошкольникам относят детей в возрасте 5-7 лет, посещающих старшую и подготовительную группы детского сада. Этот возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: в данный период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. «В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании со стороны взрослого и сверстников, интерес к коллективным формам деятельности) возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей моральных норм и правил поведения в обществе». [1]
Большой вклад в исследование психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста внесли работы таких исследователей, как Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, З.М. Истомина, А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и других.
В данных исследованиях усиленное внимание направляется на понимание особенностей развития умственной, а также мотивационной сферы и отдельных познавательных процессов дошкольников на формирование их самосознания, особенности общения и способы социального взаимодействия специфику игровой, изобразительной и других видов детской деятельности, механизмы формирования в дошкольном возрасте элементарной учебной деятельности, а также готовности к началу школьного обучения.
Опираясь на рассматриваемые в исследованиях наиболее существенные с точки зрения особенностей возраста психологические новообразования старших дошкольников, составим психологический портрет ребёнка 5-7 лет с описанием основных видов его деятельности.
Ребёнок-дошкольник отличается динамичным развитием. На протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения в разных направлениях, совершенствуются основные виды его деятельности, активно развиваются психические процессы. Так, например, память ребёнка претерпевает как количественные, так и качественные изменения. Увеличивается её объём: дети старшей группы запоминают до 7-8, а в подготовительной группе и до 10-12 названий предметов. «Качественные изменения характеризуются появлением опосредованности и произвольности, которые выражаются в том, что ребёнок уже не просто запоминает интересную для него информацию, а принимает задачу на запоминание, применяет особые способы для удержания нужной информации». [6]
Аналогичные показатели определяют и развитие внимания . «Помимо усиления таких качеств внимания, как устойчивость, объем, распределение, переключение, возрастает, что наиболее существенно, его произвольность, способность ребёнка ко всё более направленному сосредоточению. Если младший дошкольник внимателен только к тому, что наиболее ярко и ново для него, то дети старшего дошкольного возраста могут удерживать своё внимание на решении самых различных задач». [6] Ребёнку 5-6 лет оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут, к семи годам это время увеличивается до 30 минут. Также при выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие.
Одним из основных новообразований дошкольного возраста является воображение . Формируются такие его особенности, как произвольность и оригинальность. В 5-6 лет дети уже могут самостоятельно придумать небольшую сказку с последовательно разворачивающимся сюжетом на заданную тему. К семи годам они могут подчинить своё воображение определенному замыслу, последовать заранее намеченному плану, естественно внося в него некоторые коррективы.
«Развитое воображение, его культурная форма, характеризуется, прежде всего, продуктивностью. Это не отрывочное фантазирование, которое часто встречается у детей, а решение определённой творческой задачи. Такой задачей может быть создание сюжета игры, замысла рисунка или конструкции. Образы воображения характеризуются символичностью, замещением. Ребёнок использует одни предметы для раскрытия важнейших для него сторон других предметов и явлений». [6]
Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины и строения предметов систематизируются представления детей, полученные ранее. Старший дошкольник способен вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Совершенствуется ориентация в пространстве. При этом старший дошкольник «испытывает трудности при анализе пространственного положения объектов, особенно если он должен одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков».
[4 с. 164]
Активное развитие воображения и совершенствование восприятия становятся основой детского творчества . которое находит своё отражение в продуктивной деятельности. Старший дошкольный возраст – это период наиболее активного рисования . в течение года ребёнок способен создать до шести тысяч рисунков. В 5-6 лет рисунки детей представляют собой схематичные изображения различных объектов, но «могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения». [4 с. 163] К 6-7 годам рисунки детей приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным.
Совершенствуется и конструктивная деятельность детей. Ребята овладевают обобщённым способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. В старшем дошкольном возрасте ребёнок может освоить даже сложные способы складывания бумаги и придумать собственные конструкции. Также усложняется конструирование из природного материала.
В этот период продолжает развиваться образное мышление . На шестом году жизни ребёнок способен не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие. Ребёнок старшего дошкольного возраста способен использовать простые схемы для решения несложных задач, конструирования, может решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение: на основе пространственного расположения объектов ребёнок может сказать, что произойдёт в результате их взаимодействия. Однако при этом ему трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Продолжают совершенствоваться обобщения . что является основой словесно-логического мышления. «В дошкольном возрасте у детей ещё отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и так далее. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта». [4 с. 164-165]
Старший дошкольный возраст – это период осознанных открытий и познавательной активности. На его протяжении постепенно углубляются и расширяются знания и представления детей, происходит их обобщение. «Ребёнок развивает представления о себе самом и разных сферах окружающей действительности: природе, продуктах человеческой культуры, человеческих отношениях. Также он осваивает способы получения знаний.
У ребёнка формируется умение слушать взрослого, отвечать на вопросы и задавать их, самостоятельно экспериментировать с действительностью. Уровень овладения подобными способами наряду с освоенной ребёнком информацией характеризует содержательную сторону его умственного развития». [6]
Дошкольный возраст также характеризуется активным развитием игровой деятельности . особенно сюжетно-ролевой игры, которая в этот период входит в свой расцвет. «Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей – по содержанию и интонационно – взятой роли. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется, в нём может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнёров по всему игровому пространству и менять своё поведение в зависимости от места в нём. Если логика игры требует появления новой роли, то ребёнок может в ходе игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее». [4 с. 163, 212] Групповой характер сюжетно-ролевой игры развивает способность ребёнка координировать свои действия с другими детьми. Поэтому к старшему дошкольному возрасту он научается общаться, устанавливать со сверстниками определенные отношения, разрешать конфликты с помощью речи .
В старшем дошкольном возрасте активно развиваются все компоненты устной речи, совершенствуются такие показатели, как фонематический слух, интонационная выразительность, грамматический строй. Дети используют практически все части речи, занимаются словотворчеством, демонстрируют богатый лексикон. Развивается связная речь.
В этом возрасте изменяется содержание общения ребёнка как со взрослым, так и со сверстником. Общение со взрослым выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребёнок. Ведущим в общении становится познавательный мотив. Информация, которую ребёнок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. Ребёнок делится с воспитателем своими мыслями, планами, впечатлениями. В этом общении происходит «социальное взросление дошкольника, формируются социально-ценностные ориентации, осознаётся смысл событий, развивается готовность к новой социальной позиции школьника. В организации процесса воспитания присутствуют две тенденции. Одна из них – нисходящая: от подражания взрослому к собственному поведению. Обретая в контакте со взрослыми представления о необходимых результатах человеческой деятельности, разделяя чувства, рождающиеся в общении и совместной деятельности с ними, ребёнок приобщается к ценностям взрослых людей. Другая тенденция – восходящая: от рождающихся в самой деятельности ребёнка представлений, намерений, эмоций к рождению мотивов более высокого уровня, которые оцениваются взрослыми. Ориентация на свою значимость для других даёт ребёнку возможность полноценно участвовать в совместных делах, содействует приобщению к ценностям и средствам человеческой жизнедеятельности». [2]
Ребёнок очень чутко воспринимает замечания и указания взрослого, что является благоприятным условием для воспитания, обучения и подготовки детей к школе. Сам дошкольник постепенно подходит к осознанию себя как субъекта взаимоотношений. У него формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для него оказывается чрезвычайно важной его похвала. Недостаток же приводит к повышенной обидчивости детей на замечания. При этом повышенная обидчивость – это возрастной феномен.
«Ребёнок к 6-7 годам начинает переживать себя в качестве социального индивида, и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию. Это новообразование подводит к кризису семилетнего возраста. У ребёнка появляется желание занять значимое для мира «взрослых» место в жизни, в их деятельности…. У ребёнка появляется «внутренняя позиция», которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни». [панфилова с. 13]
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Заметно преобладание в группе детского сада общения со сверстниками того же пола, принятие в среде которых имеет существенное значение для самоутверждения и адекватной самооценки. Появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры в отношениях возникает конкурентность, соревновательность. В целом же для детей старшего дошкольного возраста характерны общительность и потребность в дружбе.
В старшем дошкольном возрасте общение со сверстниками имеет внеситуативно-деловую форму. Основное стремление некоторых дошкольников – жажда сотрудничества, которая возникает в играх с правилами. «Эта форма общения способствует развитию осознания своих обязанностей, поступков и их последствий, развитию произвольного, волевого поведения, что является необходимым условием для последующей учебной деятельности». [5 с. 14]
Формирование всё более точных и полных представлений о физических, интеллектуальных и личностных качествах не только сверстников, но и самого себя, сопоставление результатов своей деятельности с результатами других детей, подводит ребёнка к развитию его Я-образа . Это происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения.
Далее происходит структурирование Я-концепции . под которой следует понимать «теоретическую картинку самого себя (А.А. Реан) форму переживания человеком своей личности (А.Д. Леонтьев) систему представлений о себе, сопряжённую с самооценкой (Р. Берне)». [3 с. 212] В возрасте 5-6 лет ребёнок узнаёт и дифференцирует свои личностные качества. В это время потребность в самоизменении может выражаться не только вербально, но и с помощью приложения реальных усилий. У детей старшего дошкольного возраста «слова «надо», «можно», «нельзя» становятся основой для саморегуляции. Эти слова-нормативы сначала мысленно произносятся самим ребёнком, затем постепенно формируются умения учитывать их в собственном поведении, а также в поведении другого человека, учитывать его чувства и мысли». [3 с. 214]
Наряду с «осознаванием» себя, ребёнок старшего дошкольного возраста начинает претерпевать процесс «самооценивая» - оценки собственных поступков с точки зрения нормативных эталонов. Вследствие ограниченности адекватного знания своих возможностей ребёнок первоначально на веру принимает оценку себя другими людьми, отношение к себе и уже оценивает себя как бы через призму отношения к себе. Немалую роль играет то положение, которое он занял в группе детей (что тоже, чаще всего, происходит с подачи взрослого). В самооценке дошкольника находят отражение развивающиеся у него чувства гордости и стыда.
Самооценка может быть адекватной, заниженной или завышенной, и переход из одного состояния в другое – её динамичность – естественна в условиях её начального этапа формирования. Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в круг представлений о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. Установлено, что тенденцию к переоценке чаще обнаруживают «непопулярные» в группе дети, а недооценку – наоборот, «популярные», эмоциональное самочувствие которых достаточно хорошее. Задача воспитателя и родителей – создать условия для формирования адекватной самооценки, для осознания детьми реальных собственных возможностей в той или иной деятельности.
Итак, старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного детства, когда в психике ребёнка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и так далее – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением. Происходят изменения и в представлениях детей о самих себе, в их самосознании и самооценках, на что оказывают непосредственное влияние более сложные и содержательные отношения со сверстниками и взрослыми.