Различные предприятия, организации, учреждения, индивидуальные предприниматели (ИП) для продажи товаров, проведения различных работ или оказания услуг заключают между собой и/или с физическими лицами сделки.
Любая подобная сделка оформляется в форме договора, составленного в письменном виде. В нем обговариваются все условия сделки: права и обязанности сторон, непреодолимые обстоятельства, условия оплаты и передачи товара, ответственность продавца и покупателя. Документ завершается подписями сторон соглашения и одной или несколькими печатями.
Одним из важных пунктов договора является размер и порядок оплаты. В нем указывается сумма, способ передачи денежных средств, период оплаты, размер НДС. К ответственности покупателя относится штрафные санкции, применяемые к нему при нарушении срока передачи денежных средств и/или при проведении оплаты не в полном объеме.
Вторым важным пунктом являются права и обязанности сторон. Обязанность клиента - вовремя произвести оплату, право продавца - составить письмо об оплате задолженности.
Пример: согласно договора ИП Кулаков В.В. должен оплатить на расчетный счет ООО Салют 5000 руб. за товар в течение 5 рабочих дней, но поступили только 3000 руб. В таком случае у покупателя возникает долг в сумме 2000 руб. В таком случае ООО Салют может написать покупателю письмо с просьбой погасить долг.
Непогашенная задолженность может возникать у покупателя перед продавцом по оплате за товар, у заемщика перед банком, у физических или юридических лиц по уплате налогов перед государством, у организации перед работниками по заработной плате, у банка перед клиентом по выплате вклада и процентов по нему, у продавца перед покупателем по поставке товаров.
Меры взыскания непогашенной задолженности
К мерам взыскания непогашенной задолженности относятся: устное предупреждение, приостановка выполнения своих обязательств по договору, письменное уведомление о долге, обращение в коллекторское агентство, содержание собственного отдела по работе с проблемными клиентами, иск в суд. Все эти способы соответствуют действующему законодательству.
Устное предупреждение сводится к тому, что представитель продавца звонит клиенту или контрагенту либо обращается к ним лично и сообщает о задолженности, интересуется о причинах ее возникновения и просит погасить в ближайшее время. Минус такого способа извещения в том, что оно не имеет никакого документального подтверждения.
Приостановка выполнения обязательств по договору возможна в том случае, если это предусмотрено в тексте документа. Пример: ООО Нептун начнет проводить ремонтные работы в кабинете директора ООО Сатурн только после поступления авансового платежа в сумме 10000 руб. на свой расчетный счет в банке. Без предварительного поступления денежных средств работы проводится не будут, что предусмотрено договором.
Коллекторские агентства - фирмы, специализирующиеся на взыскании задолженности за плату. Как правило, к ним обращаются организации, у которых очень много должников, например работающие в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Почти у любого банка, специализирующегося на работе с малым бизнесом и физическими лицами, есть собственная служба по работе с должниками, которая разрабатывает образцы уведомлений для заемщиков.
Письмо об оллате задолженности - один из самых распространенных способов взыскания денежных средств и материальных ценностей с недобросовестного партнера и/или клиента.
Оно обязывает должника как минимум ответить кредитору, сообщить о сроках исполнения обязательств и о причинах нарушения договора.
Если все предыдущие меры взыскания не помогли, то нужно обращаться в суд.
Письмо об оплате долга
Письмо должно быть составлено в форме претензии, то есть обязательно содержать в себе просьбу или требование об оплате денежных средств либо о выполнении других действий, предусмотренных договором. Простое информационное письмо в данном случае не применяется, так как содержит только сообщение о долге.
Утвержденной формы письма с просьбой или требованием об оплате задолженности нет. Каждая организация самостоятельно разрабатывает образцы писем. Предупреждение зависит от сферы деятельности организации. Образец уведомления для заемщика о долге по потребительскому кредиту из банка отличается от извещения одной фирме другой об оплате денежных средств за полученные товары, работы или услуги.
Предупреждение лучше отправлять по почте заказным письмом, так как на конверте ставятся даты принятия, отправки, доставки. Если же оно не получено адресатом, то вернется отправителю с отметкой об этом.
Образец письма
Шаблон письма с просьбой или требованием погасить долг составляется на фирменном бланке предприятия. Если такового нет, то в шапке документа указываются юридический, фактический адрес отправителя и реквизиты. Далее в образце нужно написать ФИО получателя - физического лица или название юридического лица, ФИО и должность его руководителя, почтовый адрес получателя: город, улица, индекс, № дома и № офиса или квартиры, обращение к должнику или его представителю (имя и отчество).
Образец документа обязательно должен содержать просьбу или требование о погашении задолженности и крайний срок исполнения обязательств, а также предупреждение о последующем обращении в суд, если денежные средства не будут получены по истечении определенного периода времени. В конце письма о погашении задолженности указывается должность, фамилия и инициалы лица, подписавшего предупреждение.
Регламент работы с просроченной дебиторской задолженностью. (Торговля алкоголем)
Регламент работы с просроченной дебиторской задолженностью.
Цели и задачи регламента:
Определение дебиторской задолженности
Определение мероприятий, для возврата просроченной дебиторской задолженности
Действия сотрудников Компании при работе с дебиторской задолженностью.
Определение дебиторской задолженности.
Дебиторская задолженность - денежные суммы, причитающиеся от покупателя (дебитора) Компании за поставленный товар, которая возникает в случае, если товар продан, а денежные средства не поступили на счет Компании.
Просроченная дебиторская задолженность - задолженность за товар, не оплаченный в установленный договором срок.
Безнадежная дебиторская задолженность - задолженность, по которой истек установленный срок исковой давности, по которой в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Действия сотрудников Компании при работе с дебиторской задолженностью:
Менеджер отдела продаж за 2 дня до наступления срока оплаты информирует дебитора о сроке и сумме оплаты.
Менеджер отдела продаж в день установленной даты платежа напоминает торговому партнеру о наступлении срока платежа и получает подтверждение о намерении торгового партнера исполнить договорные мероприятия.
Обязательные действия, для возврата просроченной дебиторской задолженности:
В случае если в течение 2-х дней после установленной даты платежа Клиент не оплатил товар, менеджер отдела продаж обязан предпринять меры для возврата дебиторской задолженности (переговоры, официальные письма, подписание приемлемого графика платежей и т.п.).
Если просроченная дебиторская задолженность достигает 15 календарных дней . менеджер отдела продаж направляет отчет о проведенных мероприятиях и предпринятых мерах Директору по продажам (копия в Службу предотвращения потерь). При этом Директор по продажам направляет менеджеру отдела продаж список мероприятий необходимых сделать, для погашения просроченной дебиторской задолженности, согласованный между Директором по продажам, Юридической службой и Службой предотвращения потерь. В определенных случаях Директор по продажам лично организовывает встречу с должником с целью разрешения вопроса задолженности (возможно привлечение сотрудников Службы предотвращения потерь).
Если просроченная дебиторская задолженность достигает 30 календарных дней, то Директор по продажам информирует генерального директора и Службу предотвращения потерь по факту не оплаты просроченной задолженности. Вся переписка, оригиналы и копии, а так же все электронные сообщения, должны сохраняться в электронном или распечатанном виде до момента полного погашения просроченной дебиторской задолженности. Ответственность за их сохранность несет менеджер отдела продаж.
Менеджер отдела продаж отправляет дебитору Акт сверки взаиморасчетов.
Менеджер отдела продаж после получения Акта сверки взаиморасчетов, но не позднее 45 дней . со дня возникновения просроченной дебиторской задолженности, передает дебитору Претензию по оплате товара (лично вручив ее под роспись и заверенную печатью дебитора). Если не возможно лично вручить или в случае отказа дебитором подписания Претензии, направляет Претензию заказным письмом с уведомлением о получении.
Директор по продажам направляет служебную записку в Службу предотвращения потерь с просьбой привлечь сотрудников службы к возврату просроченной дебиторской задолженности. В служебной записке указываются мероприятия, которые проводились и их результаты, либо причины их не выполнения.
Сотрудник Службы предотвращения потерь проводит следующие мероприятия: связывается с должником и выясняет причину просрочки, степень его заинтересованности в продолжение коммерческих отношений с Компанией, а также текущее положение должника и его платежеспособность, проводит специальные мероприятия по возврату задолженности. На основании выданной доверенности встречается с должником и прорабатывает Соглашение об урегулировании возникшей дебиторской задолженности.
Сотрудник Службы предотвращения потерь еженедельно информирует руководителя Службы предотвращения потерь по текущему положению дел с должником.
В случае просрочки срока оплаты более чем на 60 дней и невозможности решить вопрос путем переговоров или другими методами сотрудник Службы предотвращения потерь предоставляет отчет руководителю Службы предотвращения потерь о проведенных мероприятиях и принятых мерах, а так же почему не было достигнуто урегулирование возникшей дебиторской задолженности.
Руководитель Службы предотвращения потерь направляет все имеющие материалы Руководителю юридической службы, для подготовки документов в суд (арбитраж) и инициирует судопроизводство.
В случае положительного решения суда (арбитраж) и получения исполнительного листа сотрудники Юридической службы и Службы предотвращения потерь через судебного пристава-исполнителя добиваются возмещения просроченной дебиторской задолженности.
В случае если, в течение 180 дней с момента возникновения просроченной дебиторской задолженности при проведении всех вышеперечисленных мероприятий не поступило ни одного платежа в счет погашения образовавшейся просроченной дебиторской задолженности, то данная задолженность переводится в ранг Безнадежная дебиторская задолженность и подлежит списанию.
Списание безнадежной дебиторской задолженности происходит согласно Регламенту списания безнадежной дебиторской задолженности.
Образец №1. Письмо - напоминание о сроках оплаты.
Составляется в виде официального письма на имя руководителя Компании-дебитора и отправляется по электронной почте или вручается лично за 2-3 рабочих дней до наступления предусмотренного срока оплаты:
Уважаемый г-н______________(ФИО руководителя компании-дебитора).
Настоящим напоминаем Вам, что _______20__г. наступает срок оплаты за поставленные Вам товары в объеме ______бутылок на сумму ____________рублей, которые были приняты Вами в соответствии с накладной № ________от _______20__г. по договору поставки № _____от _______20__г.
С уважением,
_______20__г.
Образец № 2. Письмо - запрос подтверждения оплаты.
Составляется в виде официального письма на имя руководителя Компании-дебитора и отправляется по электронной почте или вручается лично на 3-й день после наступления предусмотренного срока оплаты в случае полного (частичного) не осуществления оплаты с указанием суммы долга:
Уважаемый г-н______________(ФИО руководителя компании-дебитора).
Настоящим извещаем Вас, что _______20__г. наступил срок оплаты за поставленные Вам товары в объеме ______бутылок на сумму ____________рублей, которые были приняты Вами в соответствии с накладной № ________от _______20__г. по договору поставки № _____от _______20__г. однако на наш счет не поступили денежные средства, соответствующие поставленной продукции, в сумме ________рублей.
Если денежные средства перечислены, то прошу предоставить копии платежных поручений в наш адрес.
С уважением,
_______20__г.
Образец № 3. Письмо- уведомление о сумме задолженности и применении договорной ответственности (пени).
Составляется в виде официального письма на имя руководителя Компании-дебитора и отправляется по электронной почте или вручается лично на 30-й день просрочки оплаты с указанием суммы долга, срока возникновения просрочки, одновременно с направлением Акта сверки взаиморасчетов:
__________20__г. Руководителю
_______________________
ИНН ____________________
Адрес __________________
________________________
________________________
У В Е Д О М Л Е Н И Е
Настоящим уведомляем Вас, что задолженность перед ООО ________ по Договору поставки №________ от _______20__г. возникшая в связи с поставками алкогольной продукции, осуществленными в Ваш адрес в количестве и ассортименте согласно накладным:
№_________ от _________20__г. стоимостью _________________ (_______________________________) рублей, в том числе НДС (18%) ___________(________________________________________) рублей,
№_________ от _________20__г. стоимостью _________________ (_______________________________) рублей, в том числе НДС (18%) ___________(________________________________________) рублей,
на ________20__г. составляет _________ (_______________) рублей.
В соответствии с условиями оплаты, установленными Договором №_________ от _________20__г. обязательства по оплате поставленного товара должны были быть исполнены в срок в течении _____ дней с момента поставки. Оплата должна быть произведена в полном объеме, в соответствии с положениями п.1 ст. 488 Гражданского Кодекса РФ.
В нарушении выше установленного, Вами была произведена лишь частичная оплата проданного товара на сумму: __________________ (__________________) рублей, в том числе НДС 18(%) ______________ (__________________) рублей.
Просим Вас погасить задолженность в течении 3 (трех) рабочих дней с момента получения Уведомления.
В случае неисполнения Вами обязательств по погашению задолженности в полном объеме в вышеуказанный срок, мы будем вынуждены рассмотреть вопрос о применении санкций, установленных Договором №_________ от _________20__г.
ООО ___________
_______________(______________)
Уведомление получил
_______________(______________)
____________20__г.
Образец №4. Претензия по оплате суммы долга и начислению неустойки или процентов предусмотренных договором.
Составляется в виде официального письма на имя руководителя Компании-дебитора и отправляется по электронной почте или вручается лично по факту получения Акта сверки (с подписью и печатью дебитора), но не позднее 45 дней со дня возникновения просроченной дебиторской задолженности:
_______________________
ИНН ____________________
Адрес __________________
________________________
________________________
П Р Е Т Е Н З И Я
по оплате товара и суммы пени (процентов)
на общую сумму ___________(_________________) рублей.
На основании Договора поставки №________ от _______20__г. заключенным между Вами (________________) и ООО _____________, Вы приобрели алкогольную продукцию в количестве и ассортименте согласно накладным:
№_________ от _________20__г. стоимостью _________________ (_______________________________) рублей, в том числе НДС (18%) ___________(________________________________________) рублей,
№_________ от _________20__г. стоимостью _________________ (_______________________________) рублей, в том числе НДС (18%) ___________(________________________________________) рублей,
на ________20__г. составляет _________ (_______________) рублей.
Общая стоимость поставленного товара составляет _________________ (_______________________________) рублей, в том числе НДС (18%) ______________(______________________________________) рублей.
В соответствии с условиями оплаты, установленными Договором №_________ от _________20__г. обязательства по оплате поставленного товара должны были быть исполнены в срок в течении _____ дней с момента поставки. Оплата должна быть произведена в полном объеме, в соответствии с положениями п.1 ст. 488 Гражданского Кодекса РФ.
В нарушении выше установленного, Вами была произведена лишь частичная оплата проданного платежными поручениями:
№_________ от _________20__г. сумма _________________ (_______________________________) рублей, в том числе НДС (18%) ___________(________________________________________) рублей,
№_________ от _________20__г. сумма _________________ (_______________________________) рублей, в том числе НДС (18%) ___________(________________________________________) рублей,
Общая сумма совершенной оплаты составила _________________ (_______________________________) рублей, в том числе НДС (18%) ______________(______________________________________) рублей.
Исходя из вышеизложенного Ваша задолженность по оплате товара ООО ____________ на ________20__г. составляет _____________ (____________________) рублей, в том числе НДС (18%) ______________(______________________________________) рублей.
Кроме того, в соответствии с положениями п.___ Договора поставки №________ от _______20__г. и положениями ст. 488 Гражданского Кодекса РФ Ваша организация обязана уплатить нам пени за весь период просрочки оплаты в размере ____% от просроченной к уплате суммы. На ________20__г. сумма пени (процентов) составляет __________________(____________________) рублей.
Общая сумма претензии на ________20__г. составляет __________________(________________) рублей.
Настоящая претензия является требованием по совершению оплаты по Договору поставки №________ от _______20__г.
Ваша задолженность по данному Договору поставки должна быть погашена в течении 5 (пяти) банковских дней с момента получения настоящего требования.
ООО ___________
_______________(______________)
Образец письма об уплате задолженности по договору 2014 г.
Исх. № ____ от ____ _______ 20__ года
Образец письма об уплате задолженности по договору 2014 г.
Начальнику ______________
Уважаемый _______________!
15 февраля 2014 г. между администрацией города _____ и ООО ____ заключен муниципальный контракт по выполнению строительно-монтажных работ.
ООО _____ работы произвело надлежащего качества, полностью и в срок. В соответствии с п. 4.2. контракта №___ от 15.02.2014 г. Заказчик осуществляет приемку работ в течении тридцати рабочих дней с момента предоставления Подрядчиком акта о приемки выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3. В случае непредставления Подрядчиком надлежащим образом оформленной документации или какой-то её части Заказчик направляет Подрядчику мотивированный отказ. 17 мая 2010 г. вам была передана исполнительная документация, 8 июля 2010 г. были направлены акты КС 2, КС 3 и сметы. 30 рабочих дней истекли 19 августа 2010 г. Так как в этот срок от вас не поступил мотивированный отказ, работы считаются принятыми. В соответствии с п. 4. Ст. 753 ГК при отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.
Так как работы выполнены они подлежат оплате в соответствии с п. 2.3.2. контракта №__ от 15.02.2014 г.
На основании вышеизложенного просим оплатить стоимость выполненных работ или предоставить график погашения задолженности.
Генеральный директор
ООО ____________ ФИО
Исп. фио
8 (495 )
Как выбрать юриста, адвоката
Рано или поздно сталкиваешься с ситуацией, когда без юриста не обойтись. Но как правильно выбрать юриста? Человеку далекому от юриспруденции достаточно тяжело выбрать хорошего юриста. Все юристы хорошо одетые, и красиво говорят, расхваливают себя умеючи, показывают различные грамоты, дипломы, статьи в журналах. Но не все юристы одинаковые.